#21, 16 июня 2003 года.
Содержание предыдущего номера...
NOT PARSED YET
С репетитором или путем самообслуживания?
Мария МИШУРОВСКАЯ (N21 от 16.06.2003)
ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ ТРЕНИНГА
Сдача экзаменов и зачетов: вступительных, выпускных, переводных – время безбожной эксплуатации серого вещества. Конечно, есть такие человеки, которые готовятся основательно и загодя. Но большинство берется за учебники перед самым экзаменом.
Обратно на старт!
Никита АЛЕКСЕЕВ (N21 от 16.06.2003)
НАШИ ХУДОЖНИКИ СНОВА ДОШЛИ ДО РЕЙНА
В дюссельдорфском Кунстхалле, одной из важнейших художественных институций Германии, до 13 июля – выставка Neue Ansaetze – «Новое начало». Это первая за многие годы большая и представительная выставка на Западе современного российского искусства.
Плавный взлет с Павелецкого
Наталья КОРОЛЕВА (N21 от 16.06.2003)
О том, что до аэропорта «Домодедово» можно добраться с Павелецкого вокзала на электричке, уже знают многие. О том, что вот уже несколько месяцев это расстояние можно преодолеть быстро и комфортно на суперэкспрессе, знает половина знающих первое.
Яномамский вопрос
Константин БАННИКОВ (N21 от 16.06.2003)
Люди задают вопросы часто лишь тогда, когда сами знают на него ответ, ну хотя бы наполовину. Ведь можно спрашивать лишь о том, о существовании чего уже знаешь, не так ли? А бывает, что не спрашиваешь о людях, культурах, явлениях не потому, что неинтересно, а потому, что и в голову не приходит, что такие люди-культуры-явления на свете существуют.
Сын: «Ан, де, труа». Отец: «Гут»
Наталья ЦЫКУРА (N21 от 16.06.2003)
ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Для семейного человека лето – грустная и унылая, на самом-то деле, пора. Время кратких, но все равно мучительных расставаний. Предвкушения родителей: «Избавимся от балбеса и наконец отдохнем» чаще всего лицемерны. Ежевечернее зачеркивание чисел в календаре – лейтмотив будущего отдыха. Большинство родителей начинает скучать по ребенку, уже собирая его в дорогу. А если ребенок едет учиться, то заранее считается, что он едет один.
1
------------------------
С репетитором или путем самообслуживания?
Мария МИШУРОВСКАЯ (N21 от 16.06.2003)
ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ ТРЕНИНГА
Сдача экзаменов и зачетов: вступительных, выпускных, переводных – время безбожной эксплуатации серого вещества. Конечно, есть такие человеки, которые готовятся основательно и загодя. Но большинство берется за учебники перед самым экзаменом. Состояние, надо сказать, не позавидуешь. Бравируя незнанием предмета, чувствуешь, что виноват, зависим, безволен. Образ снисходительного преподавателя начинает сниться. Неприятно.
У каждого свой метод укладывания информации «под черепок»: кто—то банально переписывает содержимое учебника на небольшие листочки, кто—то учит два—три вопроса в надежде выплыть, кто—то конспектирует. Но особую изобретательность в вопросе написания шпаргалок и «дыхании перед смертью» проявишь вряд ли. Поэтому вечно актуальна задача: как быстро и честно запомнить сложную, подчас длинную и витиеватую мысль, из учебника так, чтобы ее на экзамене воспроизвести. Если не с блеском, то с чувством. Тем более, как не боги горшки обжигают, так не все авторы учебников – приятные стилисты. Как же и, главное, чем заменить на экзамене шпаргалку?
Ответ можно найти возле станции московского метро «Выхино». В самом высоком здании этих рыночных мест. Именно там, в Государственном университете управления, проходят краткосрочные курсы – психологические занятия с тренингами известного психолога-практика Аркадия Егидеса. Среди авторских циклов, тренирующих знание индивидуальности человека и коллектива, есть тот, который учит расшифровывать, понимать и запоминать трудные тексты. Тренинг (20 аудиторных часов, 4 занятия в месяц) «В вуз – без репетитора!» настраивает ум на мыслительную деятельность, обучая желающих логико-графическому структурированию записанной мысли. Студенты, а также преподаватели играют с текстами, вернее, со сложными отрывками, «гештальтно» (образно) переводя фразы в логико-графические схемы.
Цель тренинга обозначена как постепенное действие, обучающее «структурировать информацию из текста в схему». Процесс предполагает «рождение собственных мыслей и появление критического подхода к изучаемому тексту». Такое чувственное, проникновенное и близкое отношение к материалу способствует пониманию – и, следовательно, запоминанию нужного отрывка. На практике это происходит следующим образом.
Почти целый воскресный день (тренингу отданы все четыре воскресенья месяца), с 12 до 17 часов, расположенные полукругом люди учатся заключать понятия в «яйца» (ключевые слова нужной фразы графически заключаются в овал), соединять их стрелками, обозначающими причинно-следственные отношения, делать дополнительные умозаключения в квадратных выносках. Чуть поодаль стоят кексы, фрукты и свежая выпечка – приготовлены к чаю (на чайную церемонию есть два перерыва). У присутствующих – в глазах спокойный азарт мыслительного процесса... Все чертят схемы в тетради, по очереди выходят к доске. Серьезны до отмены индивидуальности.
Например, нужно изобразить в виде тех же линий, овалов и пересекающихся плоскостей «овариально-менструальный цикл», описанный мудреным слогом в одном абзаце. У неподготовленных начнет кружиться голова и возникнет ощущение критического кошмара. Оказывается, все эти выходы и дни, обозначенные медицинской терминологией, можно изобразить в виде небольшой схемы, состоящей из прямой, цифр и нескольких овальных пересечений. И самое главное, это можно запомнить! Такие занятия, по словам автора психотренинга Аркадия Егидеса, формируют культуру мышления. С чем трудно не согласиться.
Или другой пример. Участники тренинга визуализируют фразу: «Гидросфера земли состоит из воды в виде пара в воздухе, из тумана, то есть капель воды, взвешенных в воздухе, из капель воды, выпадающих в дожде, из горных ледников, из льда в водоемах, пресной воды в водоемах и реках, из морской воды в морях и океанах, из градин». Сперва участники тренинга определяют тип связи, имея в виду: отношение в пределах части и целого, причину и следствие. Затем, определив тип, сосредоточенно выражают в схеме «виды состояний воды». После чего им предлагается восстановить текст по нарисованному. Если не смог нарисовать – значит, не понял! Если не смог воспроизвести виды воды по схеме, тогда опять не понял. Причем содержание отрывка для запоминания упрощать нельзя, можно только усложнять, выявляя каверзные места, а также возможные глупости и неточности. Или отсутствующие в логической цепочке звенья. Анатолий Егидес комментирует: «Живые тексты составлены живыми людьми. В связи с тем, что мысль живая, люди мыслят не системно, поэтому ищите связи и соединяйте их в систему любым способом».
Очередное причинно-следственное утверждение будоражит социальные мотивы. «С потерей трудоспособности и в случае увольнения пролетариат пополняет ряды безработных или резервную армию труда.» Участники должны не только превратить это утверждение в схему, но и ответить на вопрос, почему, собственно, с пролетариатом происходит такая беда. Общими усилиями выясняют, что причины безработицы безбрежны: от алкоголизма до внезапного увечья, ее следствие – падение лишившихся работы на самое дно. Таких задач, тренирующих способность к запоминанию по смыслу, за четыре воскресенья придется решить немало. Встретятся слушателям и Зигмунд Фрейд, и Эрих Фромм, и определение солнечной системы из учебника по астрономии, пригодится даже Карл Маркс. Вопросы задавать можно. После двух часов тренинга преклонных лет дама с откровенно задумчивым выражением лица спросила:
– Скажите, пожалуйста, вот я хотела спросить, вы все время говорите «рисуй гештальтно», а это как?
P. S. Подвергнутая тренингу – правда, как пассивный участник, – я на себе испытала, что метод работает. Во всяком случае, про безработных я запомнила, про виды воды тоже усвоила, но скажу честно, глядя на схему критического цикла, понимаю про свои способности правду. Что поделаешь, ум отказывается, а мозг становится мягче от медицинских терминов. Шла я рыночным районом Выхино и повторяла про себя: «сперматозоиды живут двое-трое суток». А схему даже под расстрелом не воспроизведу. Ну мне—то что. Мне не надо. Я так.
//образование
-------------------------
Обратно на старт!
Никита АЛЕКСЕЕВ (N21 от 16.06.2003)
НАШИ ХУДОЖНИКИ СНОВА ДОШЛИ ДО РЕЙНА
В дюссельдорфском Кунстхалле, одной из важнейших художественных институций Германии, до 13 июля – выставка Neue Ansaetze – «Новое начало». Это первая за многие годы большая и представительная выставка на Западе современного российского искусства. Ее организатор – Мультимедийный комплекс актуального искусства (директор Ольга Свиблова), а осуществлена выставка при поддержке правительства Москвы, правительства Дюссельдорфа и корпорации METRO Group. Событию придается большое значение – об этом говорит то, что вступительную статью для каталога выставки написал Юрий Лужков. А власти Дюссельдорфа, столицы земли Северный Рейн – Вестфалия, сделали российским художникам великолепный подарок: всем участникам (их более двадцати) присуждена стипендия в 2.000 евро, и они смогут пожить и поработать по два месяца в благоустроенных мастерских на берегах Рейна.
МЕНТАЛЬНАЯ ПАРНОГОЛОВОСТЬ
Весной 1991 года в залах Кунстхалле открылась Binazionale, беспрецедентная по масштабу выставка современного искусства из СССР. Ее куратором был тогдашний директор Кунстхалле Юрген Хартен, одна из влиятельнейших персон европейского художественного мира (сейчас он руководит мегапроектом «Берлин – Москва», который будет показан этой осенью в Берлине, а потом привезен в Москву). Немецкая публика впервые смогла полноценно ознакомиться с новым советским визуальным искусством, затем Binazionale отправилась в Иерусалим, а в конце концов в усеченном виде прибыла в Москву. Это были времена горбимании, моды на все происходящее в таинственном Си—Си—Си—Пи (так ничтоже сумняшеся европейцы транскрибировали «СССР») и невероятного, казавшегося долгосрочным успеха советских художников на международной арене.
Ключевым экспонатом Binazionale была исполинская инсталляция Ильи Кабакова «Красный вагон». Начиналась она сооружением, похожим на «Башню III Интернационала» Татлина. Вскарабкавшись по шаткой лестнице и потом спустившись вниз, зритель оказывался внутри выкрашенного кумачовой краской столыпинского вагона. По его стенкам были развешаны изготовленные Кабаковым картины в соцреалистическом духе, а из динамика хрипато неслись бравурные песни сталинской эпохи. Далее зритель выходил через задний проход вагона и оказывался перед кучей мусора. Весьма прозрачная аллегория: утопизм первых послереволюционных лет, триумф имперского ГУЛАГа и – конец процесса, нагромождение фекальных масс. Высказавшись таким образом, генералиссимус нового российского авангарда отказался показать «Красный вагон» в Москве, а сам с тех пор на родную почву не ступал.
Для каталога Binazionale я тогда написал текст «Мы – они, патриции, цыгане и прочие», в котором пытался разобраться в ситуации отечественного искусства в международном контексте и спрогнозировать, навечно ли наши художники обречены страдать двуглавым синдромом мании величия / комплекса неполноценности. Кое—что мне удалось, многое – нет. За прошедшие двенадцать лет все невероятно изменилось. Моды на Россию нет. Часть наших художников успешно внедрилась в интернациональный artworld, часть забросила занятия искусством. Двуглавая птица снова стала гербом страны. А ментальная парноголовость, пожалуй, остается важным компонентом миросознания россиян.
На «Новом начале» роль ключевых экспонатов оспаривают две вещи. Оптимистическая «Тройка» Владимира Дубосарского и Александра Виноградова (огромная картина, на зрителей несется тройка коней, правит ими улыбающийся младенец). И «Теннисистка» Олега Кулика (зависшая в прыжке в стеклянном боксе гиперреалистическая скульптура спортсменки, похожей на Курникову, тело ее изуродовано таксидермическими швами). Что же, еще раз вспомним, кто ехал на гоголевской тройке. А спортсменка, похожая на Курникову, самую медиатическую представительницу России? Ну да, все труха, мир населен чучелами, никакой полнокровной истины нет и быть не может.
РАЙ, АД И КАЛАШНИКОВ
Будучи участником выставки, я не имею права обсуждать ее достоинства и недостатки. Позволю себе только констатировать некоторые очевидные аспекты.
«Новое начало» вполне представительно, хотя, возможно, кого-то не хватает. Но всех не покажешь. Вот список участников. Павел Пепперштейн; Олег Кулик; Дмитрий Гутов; группа «Фабрика найденных одежд»; Ольга Тобрелутс; Ольга Чернышева; Андрей Филиппов и Марина Мавропуло; Владимир Дубосарский и Александр Виноградов; Александр Петлюра и Вита Буйвид; группа «Синий суп»; Николай Овчинников; Николай Полисский; Сергей Шутов; Айдан Салахова; Денис Салаутин и Дмитрий Файн; Владик Мамышев-Монро и Валерий Кацуба; Арсен Савадов; Глеб Косоруков, Андрей Молодкин и Алексей Беляев-Гинтовт; группа АЕС + Ф; Георгий Гурьянов; Сергей Братков; Владимир Куприянов; Игнат Данильцев; Игорь Макаревич и Елена Елагина; Никита Алексеев. Среди участников и ветераны (часть из них – Пепперштейн, Филиппов и Гурьянов – участвовали в Binazionale), и более молодые звезды нашего искусства, и художники, пока еще не имеющие широкой известности.
На выставке очень много фотографий. Это понятно: ее куратор – Ольга Свиблова, сделавшая все для пропаганды фото как искусства. Да и вообще фотография является ныне одним из важнейших средств contemporary art. Интересно другое – фотографии по большей части очень большие, нередко слишком большие. Подложная действительность разбухает, захватывает пространство, отгораживает зрителя от действительности, которую привычно считать реальной.
Далее по залам. Владик Монро то рядится блажным Пьеро, то появляется на вернисаже в облике «Белого Гитлера», персонажа фантазматического III рейха. Русское народное дерево береза во вращающемся объекте Овчинникова «Во поле береза стояла» закручивается, подобно ленточному червю, в бесконечную и безысходную спираль.
Но что—то вдруг индивидуализируется, уменьшается, усыхает, превращается в эфемерный след былого величия. Угрожающие двуглавые орлы у Филиппова и Мавропуло преображаются в безобидных бикефальных бабочек, приколотых булавкой к черному бархату и заключенных в коллекционные витринки. А слепые певцы, снятые Гутовым на видео в московских подземных переходах, переступают черту социальной критики, перестают попрошайничать и становятся полноценными личностями, каждая из которых поет свою, умудренную страданиями песню. Мир у Чернышевой в ее работах «Улица сна» и «Рыбаки-растения» погружается в бессловесную дрему, но сквозь визуальное посапывание, сонное причмокивание и лепетание звучит волшебная музыка Моцарта. На фотографиях Полисского построенный им и жителями деревни Никола-Ленивец зиккурат из сена заволакивается элегическим сумеречным туманом.
И примечательная черта выставки: часть ее участников, не заботясь о сугубой конфессиональности, размышляет о проблемах, которые вполне можно назвать теологическими. Искусство наше без бога или его декларированного отсутствия прожить никак не может. Поднявшись на второй этаж Кунстхалле, оказываешься не то в раю, не то в аду. Так, собственно, и называется работа Савадова – «Рай в аду». Тут же огромные фото Кулика из серии «Новый рай» – сквозь изображения чучел зебр и прочей набитой сеном-соломой тропической фауны просвечивают нагие Адам и Ева. Здесь же – завораживающая видеоинсталляция Салаховой «Любовь и смерть», а неподалеку целятся в посетителей пять автоматов Калашникова («Ассоциация кармических модификаций» Шутова). Помним, на Диком Западе кольт назывался «уравнителем». В России «калаш», разумеется, является модификатором личной судьбы. Полагаю, из той же эстетико-богословской оперы и зеркальная инсталляция вашего покорного слуги «Приблизительно пять шагов до реальности».
А внизу, где парит в воздухе чучело кого-то, похожего на Курникову, детишки в белоснежных трусиках и юбочках с принтов группы «АЕС + Ф» направляют на публику устрашающие бластеры, да смотрят, будто сквозь прорезь прицела, мордатые омоновцы, сфотографированные Братковым.
Немцы, кажется, не пугаются.
Теперь же слово куратору «Нового начала» и директору Мультимедийного комплекса актуального искусства Ольге Свибловой.
КОМПЛЕКС ОЛЬГИ СВИБЛОВОЙ
– Организатор этой выставки – недавно созданный Мультимедийный комплекс актуальных искусств. Это значит, что ты делаешь разворот и теперь будешь заниматься не только фотографией, но современным искусством во всем его спектре?
– Я считаю, что дискуссия о том, является фотография искусством или нет, в нашей стране закрыта. Как и во всем мире. Фотография есть нормальная часть искусства. А Мультимедийный комплекс будет объединять три институции. Первая из них – музей Московский дом фотографии, который продолжит свою деятельность и в области современной фотографии, и в области исторической фотографии. Он будет развивать свою коллекцию, делать выставочные проекты, проводить фестивали и заниматься издательской деятельностью. Вторая – это Мультимедийная школа. По проектам московского правительства, она должна открыться в конце 2004 года, у нас уже есть здание, и мы начинаем его реконструкцию. Если с бюджетом все будет в порядке, мы откроем ее в заявленные сроки. Задача Мультимедийной школы – обучение и фотографии, и новым медиа. Сперва она задумывалась как международная школа фотографии, но потом стало ясно, что этого недостаточно. Фотография сейчас не просто работа с камерой. Современному фотографу необходимо знание новых технологий и широкий интеллектуальный горизонт. Более того, если мы хотим дать людям профессию, это должна быть универсальная профессия, такая, чтобы они смогли работать на телевидении, в кино, в дизайне. Сейчас это единый комплекс. Наконец, третья составляющая – Мультимедийный центр, который будет заниматься прежде всего развитием новых технологий в искусстве. Мы ориентированы на то, чтобы наши художники имели нормальные технологические средства и умели ими пользоваться. Мы уверены, что новые типы коммуникаций, прежде всего интернет, дадут новые типы искусства. Сегодня даже неизвестно, что это будет. Но если мы не подготовимся к этому, России опять придется наверстывать упущенное.
Это – три главных направления. Но естественно, что Мультимедийный комплекс будет заниматься не только развитием новых технологий. В его сферу войдет и работа с традиционными формами искусства. Мы открыли эту новую организацию не потому, что нам ее захотелось открыть, а потому, что мы следовали логике развития художественного процесса. Сегодня все переплетено. Сейчас неважно, какие медиа использует художник, – важно, как и о чем он высказывается.
– О «Новом начале». В 1991 году в Binazionale я как художник не участвовал, но очень хорошо ее помню. Сейчас, через двенадцать лет, я оказался участником. За это время мир изменился очень сильно. Тогда были перестройка и гласность, еще был СССР и бушевала мода на все Made in USSR. Теперь ничего этого нет, Россию вряд ли можно назвать модной страной, а наши художники уже давно перестали быть экзотическими новичками на международной художественной сцене. Какую реакцию ты ожидаешь на «Новое начало»?
– Моды на Россию нет, и, по-моему, это очень хорошо. Понимаешь, мода на Китай приводит к тому, что четыре китайца кочуют с выставки на выставку – так же, как в свое время четыре художника из России таскались по миру со своими работами. Я считаю, что интерес должен быть не к стране, а к искусству. Сейчас идет процесс глобализации, о нем Паша Пепперштейн замечательно высказался в своих настенных росписях в Кунстхалле. Это объективный процесс. Можно возражать против него, устраивать манифестации, но мы обязаны принять эту новую реальность. Коммуникативная система мира такова, что он становится глобальным. Соответственно, Россия за время, прошедшее с 91 года, изменилась и стала нормальной частью нормального мирового процесса – даже, возможно, при его глубинной ненормальности. Страна включена в политические и экономические взаимодействия. И я надеюсь, что пришло время, когда российское искусство включается в мировой процесс на равных, а не как экзотический материал.
Естественно, что российское искусство чуть больше говорит о России, о наших проблемах, чем западное искусство, это совершенно нормально. У русских гораздо больше, чем у западных людей, общих проблем. На Западе люди сильнее, чем в России, зависят от самих себя. Жизнь там настолько стабильна, что каждый решает личные проблемы. А российское искусство, если судить о том, что мы представили на выставке, имеет две направленности. И заметь, что на выставке все работы новые, здесь нет ни одной вещи, сделанной до декабря 1999 года.
Первая тенденция – попытка мифостроительства, которой Россия, традиционно мифологическая страна, занимается вечно. Мы размышляем о путях развития России, ищем какой-то новый язык. Если судить по работе Салаутина и Файна «Новый русский алфавит» (наряженные в зеленые медицинские костюмы художники принимают роды, младенцы – это буквы алфавита, пуповины утягиваются куда-то в темное буро-зеленое пространство), то, пользуясь все теми же тридцатью тремя буквами, мы постоянно предлагаем какие-то новые варианты утопии.
Доперестроечный миф – мы самые сильные, самые счастливые и самые умные. Послеперестроечный миф – мы самые слабые, самые убогие, самые глупые. Мне кажется, что сегодня пришло думать о том, что мы такие же, как все. Но есть и вторая тенденция – углубление во внутренний мир. Предельная индивидуализация, и это прослеживается очень сильно. В России начинает быть востребованной личность, чего не было в коллективном коммунистическом сознании. И я думаю, что работа Игната Данильцева с кабаковской коммунальной эстетикой (надутые гелием белые шары, на которых напечатаны черно-белые натюрморты советской общей кухни) – это сильный символ того, как мы готовы улететь, пробив крышу, но, с другой стороны, – эта бетонная крыша на нас продолжает давить. В работах, подобных этой, очень интересен баланс между зажатостью и стремлением наружу.
– Как ты прокомментируешь навязчивость милитаристских мотивов на выставке? У группы «АЕС + Ф» – малолетние нарциссы и нимфетки, позирующие с лазерными бластерами на фоне Синайской пустыни. У Сергея Шутова – автоматы Калашникова, в дулах которых светятся религиозные и эзотерические символы, от звезды Давида до инь—ян, пентаграммы, креста и полумесяца. У Браткова на фото – мрачные физиономии омоновцев. Даже в видеоинсталляции Айдан Салаховой «Любовь и смерть», эстетичной донельзя, наряженные в ритуальные китайские костюмы красавицы режутся на ножах.
– Я думаю, это объективность, в которой мы живем.
В третье тысячелетие мы вошли на фоне военных конфликтов. Империализм, терроризм, антитерроризм – мы это видим и слышим ежедневно. Было бы странно, если бы искусство на это не отзывалось. А Россия сегодня не просто политизированная страна. В ней сегодня каждый человек лично зависит от этой общей ситуации. И мне кажется, это нормально, что российское искусство на нее реагирует. Все западные журналисты, побывавшие на открытии выставки, мне говорили: «Как интересно: наши художники – это абсолютные эгоисты. Они разглядывают маленькую болячку на коленке человека, упавшего с велосипеда. Свалился человек с велосипеда в двенадцать лет и всю жизнь об этом помнит. А ваши – не совсем про велосипедные царапины...» Так вот, то, что российское искусство не потеряло способность реагировать не только на личные мелкие ссадины, но и на глобальные проблемы, очень хорошо. Да, это наша специфика, не надо ее стесняться. Мы, готовя эту выставку, ничего не придумывали. Просто показали то, что есть.
И, показывая то, что есть, мы постарались поддержать художников в производстве произведений. Извини, но в период с 1993 по 2003 год наше искусство с трудом произвело 60 более или менее важных произведений, из них Дом фотографии, благодаря Фотобиеннале, поддержал не менее двадцати. А сейчас этот проект позволил еще раз помочь художникам быть востребованными. Это очень важно – как и то, что городские власти Дюссельдорфа сделали участникам выставки роскошный подарок. Эта стипендия дает художникам возможность какое-то время жить и работать нормально. Ведь художник – как автомобиль. Поставь новую машину лет на пять в гараж, и потом мотор у нее не заведется... Смотри – наши художники толпами ушли кто в гламур, кто в архитектуру, кто в дизайн, кто, вроде тебя, в журналистику. И будет здорово, если они вернутся в искусство, если пространство искусства станет таким же престижным, каким оно было когда-то.
Мне сегодня сказали, что в Дюссельдорфе, население которого немногим более полумиллиона человек, работают 1.682 художника (имеются в виду те, у кого есть официальный статус). 250 мастерских для них содержит город. Плюс – если ты находишь контракт на приобретение мастерской, город тебе выделяет 40.000 евро. Плюс – здесь какие-то дикие бюджеты на искусство вообще. Причем не только на институции, хотя музеев в этом городе больше, чем в Москве. В Дюссельдорфе городские власти помогают лично художникам. Художнику дают деньги даже не на конкретный проект, а просто чтобы он мог работать. Да, Германия – стабильная, цивилизованная и благополучная страна, а земля Северный Рейн – Вестфалия одна из самых стабильных частей Германии. Здесь понимают, что вложения в современное искусство важны, потому что это вклад в будущее и он повлияет на все. Современное искусство влияет на стиль мышления, на стиль жизни, в конце концов даже на социальную ситуацию.
Я думаю, что если в России это осознают и начнут относиться к своим художникам внимательнее, то жизнь в нашей стране станет нормальнее. Московское правительство сейчас это поняло и очень нам помогло – и в реализации проектов, и в осуществлении самой выставки. Кроме того, еще до начала выставки был напечатан отличный каталог, причем в Москве. Это вообще крайняя редкость: практически все издания о современном российском искусстве в последние годы печатались за границей и на деньги западных спонсоров.
Мы очень много имели и очень много потеряли, а если бы были умнее, то сейчас легче было бы все делать. Ну что же, приходится работать в той ситуации, которая есть. А я – оптимист и считаю, что сейчас на самом деле – новое начало.
//культура
---------------------
Плавный взлет с Павелецкого
Наталья КОРОЛЕВА (N21 от 16.06.2003)
О том, что до аэропорта «Домодедово» можно добраться с Павелецкого вокзала на электричке, уже знают многие. О том, что вот уже несколько месяцев это расстояние можно преодолеть быстро и комфортно на суперэкспрессе, знает половина знающих первое.
О том же, в чем конкретно заключается удобство этого суперэкспресса, представление имеют очень немногие. Вот именно об этих деталях нас и просят рассказать наши читатели.
Итак, в прошлом году группа «Ист Лайн», управляющая аэропортом «Домодедово», совместно с Московской железной дорогой открыла первый в столице скоростной маршрут от Павелецкого вокзала до аэропорта. И народ затею оценил.
И если раньше только 628 человек в день пользовались услугами нового поезда, то теперь это число увеличилось до 2.500.
С 25 мая суперэкспресс стал ходить еще чаще, чем раньше, и стартует в обоих направлениях каждые полчаса с 8 утра до 9 вечера (ночной антракт – это, пожалуй, единственный недостаток, самолеты-то летают круглосуточно), а сама поездка занимает всего 40 минут.
Причем по комфорту экспресс вполне соответствует самым современным западным стандартам. Это вам не местные расхлябанные электрички. Но если в Европе, в частности, в Риме, такая поездка обойдется вам в 10 евро, то у нас – всего в 75 рублей. А пассажирам 12 авиакомпаний (Трансаэро, «Сибирь», «Домодедовские авиалинии» «Пулково», «Пермские авиалинии», «Авиалинии Кубани», «Волга-Авиаэкспресс», «Алроса» – мирминское авиапредприятие, «Тамбов-Авиа», «Аэромост-Харьков», «Уральские авиалинии», «ДальАвиа»), работающих с «Домодедовом», вообще ничего платить не придется – цена поездки уже включена в цену авиарейса.
Кстати, зарегистрироваться на рейс и избавиться от тяжелых чемоданов можно прямо на Павелецком, чтобы уже на месте быстро проскочить паспортный контроль с таможней и спокойно отправляться на посадку. Трудности ожидают в основном тех отбывающих на отдых, кто встречается со своим турагентом прямо в аэропорту и там получает от него свой турпакет – им «бесплатный» проезд в истлайновском экспрессе не светит.
Так что «забить стрелку» со своим турагентом удобнее прямо на вокзале. И денежки (пусть даже те небольшие 75 рублей) целее будут, и турагенту за семь верст киселя хлебать не придется.
А вот автомобильную стоянку, чтобы пересесть на экспресс и стартовать в «Домодедово», оставив свой автомобиль в надежном месте, на Павелецком пока еще не построили. Но работы в этом направлении уже ведутся. Кроме того, в скором времени, как обещает руководство «Ист-Лайн» и Московской железной дороги, часть железнодорожного полотна будет реконструирована, и максимальная скорость поезда возрастет со 140 километров в час до 160.
У вашей покорной слуги имеется тройной опыт путешествия до «Домодедова» и обратно. Первый – на автомобиле: водитель, отрабатывая «500 сверху», объезжал двухкилометровую пробку по тротуарам. Второй раз я ехала на обычной электричке: дорога до Павелецкого заняла 1 час 45 минут. И третий – на экспрессе с вокзала: ровно через 40 минут я стояла на площади перед аэропортом. Попробуйте сказать, что это случайность.
//туризм
-----------------------
Яномамский вопрос
Константин БАННИКОВ (N21 от 16.06.2003)
Люди задают вопросы часто лишь тогда, когда сами знают на него ответ, ну хотя бы наполовину. Ведь можно спрашивать лишь о том, о существовании чего уже знаешь, не так ли? А бывает, что не спрашиваешь о людях, культурах, явлениях не потому, что неинтересно, а потому, что и в голову не приходит, что такие люди-культуры-явления на свете существуют. Вот мы и решили, что сегодня вам больше всего хотелось бы получить ответ на вопрос: кто такие яномами?
Когда-то ничего не знал про индейцев яномами и Виталий Сундаков, известный российский путешественник. А начались его путешествия с заочного знакомства с этим племенем по тоненькой книжке об удивительной судьбе «амазонской пленницы» Елены Валеро – дочери убитых индейцами родителей. В 1937 году ее одиннадцатилетней девочкой «удочерило», а потом взяло замуж одно из племен. Так она стала женой нескольких и матерью многих воинов яномами – народа джунглей верховьев Ориноко, на границе Венесуэлы и Бразилии.
Она влилась в аборигенную культуру, но никогда не переставала стремиться обратно в цивилизацию – и однажды сумела бежать. Но цивилизация оказалась для нее потерянной. Эта удивительная женщина, органически причастная к двум полярным мирам, встретила старость на краю их обоих, в уединенной, крытой камышом хижине. Здесь ее и застал Сундаков, который, вдохновленный книжкой ее воспоминаний, записанных итальянским путешественником Этторе Биокка, направлялся с несколькими друзьями в джунгли Венесуэлы, манящие и ужасные.
Он впоследствии напишет в своих дневниках:
«Елена Валеро оказалась маленькой, сухощавой женщиной, едва достающей ростом мне до груди. Стоявшая на пороге своей хижины старая женщина казалась живым воплощением истории. Мне почти не о чем ее спрашивать, тем более, что она плохо видит и слышит да и на ногах держится с помощью снохи или младшего сына, с которыми здесь живет.
Последний раз Елена Валеро видела представителей «цивилизации» семь лет назад и пребывает между границами прошлого и настоящего. Потеряв оба мира, уйдя из одного и не сумев приспособиться к другому, она слушает крики зверей, доносящиеся из сельвы в ста метрах от ее дома, и шум моторных лодок.
Оставив немного денег и лекарств, покупаем у ее сына гроздь бананов и запускаем двигатель катера. Мы отправляемся в ее прошлое, о котором она сегодня не жалеет.
Проводник отказался идти с нами дальше. Основной аргумент прост и понятен: стрелы яномами с ядом кураре, вылетающие неожиданно и попадающие в цель очень точно, отрицательно действуют на его нервную систему».
Тем не менее Виталию и его спутникам удалось избежать стрел и яда благодаря знанию аборигенной психологии, выдержке и такту в обращении с этими людьми, которых некоторые антропологи считают едва ли не самыми агрессивными на планете. Да, яномами знали толк в каннибализме и жертвоприношениях. Но что такое ритуальный каннибализм по сравнению с канибализмом цивилизации?
Самоназвание «яномами» на русский язык переводится очень просто: «истинные люди». Они – стойкие воины, и мужество они понимают как качество человека вообще. Способность переносить боль – это способность жить. В джунглях эта банальность приобретает абсолютное значение. Когда тебя едят – терпи, и тогда победишь и станцуешь танец войны в желудке того, кто тебя наконец доест.
Если тебе причиняет боль свой – терпи, прощай, сведи на шутку. Этим ты докажешь, что ты с ним одной крови, ведь прощать боль можно только своим. Ну а если обидчик – чужой? Тогда убей. Вреда не будет. Ведь чужаки, напе или нах—пэх – это меньше чем люди. Они из другого мира и вселяют страх. Поэтому, случается, особо конфликтных соседей убивают. Если они из вражеской деревни, то их тела повесят снаружи своего шабоно – общего дома с одной, внешней стеной, чтобы его соплеменники пришли и забрали его останки.
Но чаще все кончается благополучно.
...Когда воины, вооруженные двухметровыми луками, вели Виталия с его спутниками к вождю, это уже было большой удачей – индейцы решили-таки познакомиться с ними. Но это еще ничего не означало: вождь, верховный жрец, вынесет свой вердикт, не подлежащий апелляциям...
«Несколько секунд, решающих исход экспедиции, и... скуластое лицо тушауа (вождя), обнажив черную массу табака за нижней губой, украсила широкая улыбка. Эта улыбка, мягко говоря, не была похожа на улыбку Моны Лизы, но показалась мне в тот момент самой красивой из всех когда-либо виденных в жизни. Спустя мгновение вождь уже бил кулаками в грудь себя и нас. Мы старательно барабанили в его грудь, а вскоре, подражая индейцам, перешли к обниманиям и поглаживаниям плеч.
Радость тушауа была искренней и продолжительной. Действительно, мы оказались первыми чужеземцами («напе»), увиденными людьми племени какошиватери (одно из племен народа яномами. – «i»).
Позже выяснилось, что вождь одновременно и колдун, исполняющий и совмещающий таким образом функции власти и религии. Тушауа в порыве чувств, станцевал со мной своеобразный танец...»
С этого момента в этом племени, ставшем точкой пересечения миров, начался интенсивный «культурный обмен». Индейцев в пришельцах интересовало абсолютно все – детали, о значении которых они сами и думать не думали: мельчайшие фрагменты одежды, снаряжения, часы, обувь, белье, бороды. Пришельцы, в свою очередь, осваивали обычаи, нравы, мифологию, овладевали оружием, учили язык. А когда начали уже более-менее объясняться, тогда началось самое интересное.
«Хотите сойти с ума? Тогда для начала попробуйте объяснить индейцу, «безвыездно» живущему в тропических джунглях, что такое лед или троллейбус, за что ест свой обед политик или что такое ваучер? Не пробуйте, это я вам как специалист по выживанию советую...»
В общем, всем в этой истории повезло. Индейцы узнали, что есть на земле большой мир, «большой мир» узнал, что есть еще люди, в нем не нуждающиеся. Это одна из немногих встреч миров, закончившаяся «хэппи-эндом». Если бы все так заканчивались...
Избежавшим в историческое время мушкетов конкистадоров яномами было суждено пережить геноцид со стороны просвещенной «цивилизации» уже в наши дни. Спасшиеся от религиозных мракобесов, они оказались жертвой мракобесов от науки. В 1960-х годах американский генетик Джеймс Нил умышленно инфицировал корью тысячи индейцев племени яномами в районе их компактного проживания, чем поставил целую популяцию на грань вымирания. Сам он исповедовал нацистскую утопию о биологическом улучшении человека, но его «исследования» тайно финансировала Комиссия США по атомной энергии (распущенная в 1975 году), которую интересовали «изменения в организме яномами, чья кровь, в силу их изолированности от остального мира, свободна от радиации». Ну и, заодно уж почему бы не выяснить еще много «нового и интересного», например, о том, как общественный уклад и культура общества, не менявшиеся тысячи лет, меняются в условиях вымирания. Полезное, знаете ли, знание в условиях ядерной войны.
В результате эксперимента погибли сотни, если не тысячи индейцев. Врачи этой группы «исследователей» свидетельствуют, что им было категорически запрещено оказывать какую-либо медицинскую помощь больным ради «чистоты эксперимента». Эти опыты описаны в книге американского журналиста Патрика Тьерни «Сумерки в Эльдорадо», которая вышла в октябре 2001 года. Этому расследованию автор посвятил десять лет.
Джеймс Нил сегодня воспринимается как чудовище. А в свое время (и в своих кругах) считался большим авторитетом и успел «наследить» не только в джунглях Амазонии. Он возглавлял группу исследователей воздействия радиации на людей, переживших бомбардировку Хиросимы и Нагасаки, и на их потомков. А в самих США его группа участвовала в секретных экспериментах, изучая реакцию организмов ничего не подозревавших людей на вводимый им препарат плутония.
В 2001 году в США состоялся громкий процесс по этому делу. Руководство Ассоциации антропологов США заявило, что опубликованные факты подтверждены ведущими экспертами и вынесены в качестве главной темы на ежегодное собрание членов этой организации.
Правда, главный «виновник торжества» на это запоздалое «торжество справедливости» не явился по уважительной причине: за год до того он получил повестку на другой суд – Страшный.
Так что Сундакову и компании, нашедшим в наши дни группу яномами, не познавшую даров «цивилизации», сильно повезло, а то бы вряд ли вождь танцевал с ним приветственные танцы.
Несмотря на труднодоступность этих мест, индейцам давно докучают толпы разного сброда. Еще Колумб считал, что там, где живут яномами, в верховьях реки Ориноко, находятся сады Эдема. Все прочие, для кого слово «рай» ассоциировался с золотом, искали там Эльдорадо.
После 1980 года, когда золото нашли, там вообще началась лихорадка, поражающая почему-то только белых. Золотодобытчики часто использовали какие-то варварские технологии выделения золота из породы при помощи ртути и изгадили «эдем» настолько, что ртуть теперь плещется в организмах аборигенов некоторых популяций, как в термометрах. Плюс ко всему пассионарии «золотого миллиарда» принесли туда венерические болезни, алкоголизм и новые эпидемии.
Сами индейцы крайне негативно относятся к любой промышленной деятельности, особенно связанной с воздействием на среду. Разрушение природы разрушает не только тела людей, но и души. Ведь мировоззрение яномами основано на естественной гармонии всех вещей и существ в природе. А тут какие-то недочеловеки с ртутью, алкоголем, динамитом, заразой...
Великий шаман и общественный деятель Дэви Копенава Яномами при встрече с британским антропологом Брюсом Альбертом через него обратился ко всем белым: он высказал тревогу не только за свой народ, но и за тех, кто разрушает его мир:
– Снова эпидемия. Мы называем ее «ксавара». Сейчас-то мы знаем, откуда она взялась, а сначала считали, что она завелась сама собой, без причины. Сила ксавара, убивающая яномами сегодня, существовала всегда, но благодаря нашим предкам она была скрытой, сдержанной. Ее держал в заточении Омаме, дух-прародитель всех яномами. Он сказал ей: «Не трогай их!» – и зарыл глубоко в землю. И еще он сказал, что если ксавара когда-нибудь выйдет на поверхность, то начнет убивать людей. Теперь же она убивает людей повсеместно. Сегодня белые пришельцы, в своем безумии, копают везде землю и выкопали ксавару с земных глубин, где ее скрывал Омаме.
Ксавара – это также имя, которым мы зовем буушике – то, что вы называете словом «минералы». Мы против того, чтобы это трогали. Вы должны понять, что ксавара – враг всех людей, не только яномами, но и белых тоже! Эта сила убъет всех нас! Поэтому мы, яномами, очень волнуемся. Когда это золото лежит в темноте и в холоде, глубоко под землей, оно лежит на своем месте, и нет никаких напастей. Все в мире просто замечательно. Вещество на своем месте не опасно. Но когда белые извлекают его из земли, они его зажигают. Зло загорается так, как распускаются цветы маниоки, зло источает себя так же, как цветы источают свой запах, как горящее дерево источает дым. Ксавара, зло – это дым горящего золота.
И в результате ксавара вакекси, этот дым эпидемии, заполняет не только лес, в котором живут яномами, но также и земли, в которых живут белые. Он проникает везде! Это то, от чего мы вымираем. Это то, что разрушает мир яномами.
Старики яномами говорят: «Может быть, белые этого пока не чувствуют, потому что их очень много, но и они вымирают вместе с яномами». Когда дым золота попадет в грудь Неба, то оно заболеет. Даже творец Омаме, даже могущественный бог Дэосиме заболеют и покинут небо, и тогда оно рухнет. Вот почему сейчас мы так взволнованы.
Мы не хотим умирать. Мы хотим, чтобы нас было много, но ваши золотоискатели знать ничего не хотят про то, что бог Омаме специально зарыл золото в землю. Они ее копают и копают, и ксавара свирепствует все сильнее и сильнее. Потому мы все умрем вместе. Как только грудь Неба наполнится этим дымом, все люди погибнут, как гибнут сегодня яномами».
А кто-нибудь из «цивилизованных» людей сомневается в правильности слов этого индейца? Причину всех бед белые люди для себя открыли еще на заре собственной цивилизации. Ведь еще в древнем Риме прозвучало: auri sacra fames – «проклятая жажда золота». Так что все люди «цивилизации» все про себя знают. Только остановиться не могут. Скажите, яномами, неужели это агония?
//путешествия
---------------------------
Сын: «Ан, де, труа». Отец: «Гут»
Наталья ЦЫКУРА (N21 от 16.06.2003)
ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Для семейного человека лето – грустная и унылая, на самом-то деле, пора. Время кратких, но все равно мучительных расставаний. Предвкушения родителей: «Избавимся от балбеса и наконец отдохнем» чаще всего лицемерны. Ежевечернее зачеркивание чисел в календаре – лейтмотив будущего отдыха. Большинство родителей начинает скучать по ребенку, уже собирая его в дорогу. А если ребенок едет учиться, то заранее считается, что он едет один. Люди упускают из виду, что за кратким образованием семья может отправиться неразлучно.
Правда, у россиян семейные программы изучения языка особым спросом пока не пользуются. На семью надо потратить вдвое-втрое больше, чем на одного, а потому, чтобы дозировать расходы на учебу, наши семьи предпочитают дробиться.
А глава семейства, который собирается-таки заплатить за всех, хочет, чтобы ему растолковали особенности семейных программ. Как учат язык всей семьей? В каких странах учатся семьями? Ответам на эти «летние», своевременные вопросы и посвящен материал.
КАК ПОДЫСКАТЬ ЖЕНУ
Лет пятнадцать назад глава одной довольно крупной канадской образовательной компании решил жениться. Воображение рисовало молодую брюнетку, иногда шатенку, иногда блондинку. Милую, уютную, с мягким характером. Стройную, скромную, бережливую. Не глупую и не капризную. Перебрав в памяти всех приятельниц и подруг, канадец пришел к выводу, что ни одна из них не похожа на воображаемую возлюбленную. Жениться хотел настолько сильно, что во чтобы-то ни стало, он решил отыскать ту, которую придумал. Как назло, работа не позволяла надолго отлучаться, и надо было, чтобы потенциальные жены приехали сами.
Выручила собственная школа. В брошюрах и на сайте центра под «птичкой» «New!» появился курс Mother & Child Program. Дословно: программа изучения английского языка для мамы с ребенком. Курс предлагал неутомительное обучение для ребенка и легкие уроки английского для мамы, африканское сафари с кенгуру и львами, парк с аттракционами, парламент провинции Онтарио. Внизу жирным шрифтом был обещан великолепный шопинг и к нему машины напрокат.
Не то чтобы канадец был родоначальником семейных программ, но, например, в Канаде они так и появились. Мамы-домохозяйки, мамы-бизнес-леди, мамы разведенные и незамужние появились в школе сразу, как только дочитали до конца заманчивое приглашение. Утром «студентки» слушали урок английского, а после обеда, поручив неугомонное дитя заботам нянек и воспитателей, с удовольствием изучали окрестности и опустошали магазины... Затея сработала, канадец до сих пор счастлив в браке и удачлив в бизнесе. На Mother & Child едут мамы из Мексики, Латинской Америки, Азии. Не смущаясь названием, курс бронируют и папы из Испании, и даже европейские бабушки с внуками.
ЗАБОТЛИВЫЕ ШКОЛЫ
Услышав вопрос: «Какой школе впервые пришла идея учить семьи?» – директора языковых центров растерянно пожимают плечами и, раскрыв собственный буклет, объясняют, что сами занимаются этим уже давно. Заезды каждый понедельник. Круглогодично. С любого уровня.
Школы соревнуются. Одна заявляет: «Я провожу занятия в группах до 15 человек». Ей отвечает другая: «А у меня группы до 10 человек и опытные преподаватели». Ухмыльнувшись, в разговор вмешивается третья: «А в моем центре мини-группы из 5 человек, учителя – носители языка с сертификатами, семейная атмосфера, светлые классы с кондиционерами, ресторан и кофе-бар». В общем, семейные программы просто не могли не появиться. Их стали использовать как приманку, дополнительный козырь для привлечения студентов. Студенту говорят, что школа способна позаботиться и о нем, и о его близких. Что она может исполнить любое желание. Хочешь учить язык и учить ребенка – милости просим, хочешь с женой, а ребенка в детский сад – ради бога, просится бабушка с внуком – у нас как раз осталось два свободных местечка.
В содержании семейных программ вы не обнаружите ничего, что отличало бы их от привычных языковых курсов. Семье предлагают учить general language (общий языковой курс) или language for business (язык для бизнеса). Возможны интенсивный и супер-интенсивный график занятий. Можно готовиться к языковым экзаменам или заказать language for special purposes (язык для специальных целей: например, для юристов или медиков) или language plus – «язык плюс», в котором плюсом бывает гольф, теннис, виноделие, фламенко, сальса, виндсерфинг, дайвинг, рафтинг и прочие отдыхательно-активные мероприятия.
КОГДА ЕДУТ ВМЕСТЕ?
Герр Норберт Гютлинг – хозяин древнего замка Ратценрид (Ratzenried) у подножия немецких Альп. Он еще и директор языковых школ под общим названием Humboldt Institute, и круглый год принимает желающих изучать немецкий язык. В том числе и семьи с маленькими детьми. Несмотря на солидное положение, господин Гютлинг любит шумное общество, поэтому приезжих студентов поселяет прямо у себя в замке в крыле для гостей.
Прошлой осенью в Ратценриде остановилось американское семейство с ребенком. Глава семьи только что получил пост генерального менеджера сети немецких магазинов «Вулворд» и наскоро шлифовал немецкий. Жена совсем не знала языка, и ей заказали «интенсив» из сорока уроков в неделю. Целыми днями оба возились с учебниками, а няня, пока те были заняты, возилась с их малышом – рисовала, считала, читала сказки, строила дворец из кубиков.
Пара покинула замок месяца через три: папа говорил блестяще, мама умела объясняться короткими предложениями, малыш считал по-немецки до двадцати.
Когда у семейства нет необходимости учить язык основательно, длинные программы, скорее всего, не нужны. Закажите короткие 2-3-4-недельные курсы с активным отдыхом. Как раз такой вид обучения уже испробовали некоторые отечественные семейства. А российские образовательные агентства, которые помогали им уехать на учебу, собрали кое-какую статистику на этот счет.
Если российская семья заказывает отдых с уроками, обычно в ней есть два работающих родителя. Оба молодые, между 30 и 40. Оба зарабатывают деньги, как правило, в области международного бизнеса. Их ребенок уже ходит в садик или школу. Такие семьи дружны и любознательны, поэтому вместе путешествуют и даже во время отпуска хотят проводить время с пользой. Путешественники со стажем обычно бронируют французское побережье или Германию. Ни разу не бывавшие за границей просятся в Париж или Лондон. Папы уговаривают мам поехать в Шотландию, чтобы пройти тропой изготовления знаменитого виски White Horse. Ребенок желает карабкаться на вершину CN Tower – самую высокую достопримечательность Торонто и оттуда, со смотровой площадки со стеклянным полом, разглядеть Канаду под нагами и Америку за озером.
Кстати, часто именно ради ребенка семья готова выезжать за границу сообща. Современные родители хотят, чтобы дитя не тратилось на кубики и куклы, а учило бы иностранный, чтобы к первому классу или по крайней мере к окончанию школы овладело им в совершенстве.
С ребенком едут: мама (потому что папа считает, что она меньше загружена на работе), папа (если номер с мамой не проходит), энергичная бабушка (если родительский спор «кому проще уйти с работы» зашел в тупик, а сроки поджимают). Причем, как показывает практика, бабушки с дедушками знают, что делать за границей. Недавно интеллигентная пара из Баку повезла в британскую школу Holme Park School внучку 4-5 лет. Прибыв на место, бабушка объявила, что ее ребенок в школьной столовой питаться не будет, что она лично будет готовить обед и что, собственно, ради этого она сюда и приехала. Школа не рискнула возражать, и, пока ребенок был на английском, бабуля готовила. Насытившись обедом по-бакински, внучка перемещалась в игровую группу частного детского сада при Holme Park School, а в это время с преподавателем занимался дедушка. Уровень языка у него был невысокий, поэтому курс выбрали самый обычный – General English.
ВМЕСТЕ, НО ВРОЗЬ
Как мы выяснили, семья отправляется на учебу, если: это необходимо для жизни (например, в чужой стране), работы или продолжения образования за границей; она хочет провести отпуск не праздно; язык нужен ребенку.
Обычно подходящий курс для взрослых находится быстро, поскольку большинство языковых центров ориентируется на аудиторию от 16-18 лет. Верхняя возрастная планка, как правило, отсутствует. Причем в некоторых центрах можно обнаружить специальные курсы «50+» или Golden Age. Легко догадаться, что самому младшему студенту, которого вы там встретите, уже исполнилось пятьдесят.
Длина программы может быть любой. Школа разрешает выбирать, как заниматься – в группе или индивидуально, где жить – в приемной семье или резиденции, в отдельном доме или апартаментах. К урокам пристегнут знакомый набор развлечений, в котором нетрудно отыскать одно или несколько удовольствий: окрестные пещеры, замки, горы, музеи, соборы, фонтаны, автомобили напрокат, спорт, кино, театры, ночные клубы.
Гораздо больше времени забирает поиск подходящего варианта для младших членов семейства. Если ребенку 14-15-16 лет, то вы, вероятно, сможете найти одну школу на всех, которая согласится учить и вас, и вашего ребенка. Подростка 8 – 13 лет вряд ли примут в центр для взрослых, поэтому будьте готовы к тому, что ходить придется в разные школы.
Услышав про малышей, некоторые центры перестают быть покладистыми и даже могут позволить себе покапризничать: ваш ребенок слишком мал и совсем не знает языка!
Ниже приведены несколько рекомендаций, которые, мы надеемся, помогут вам договориться со школой и отыскать ту программу, которая подойдет именно вашему ребенку:
Подготовьте ребенка к поездке. Некоторые родители, вспоминая, как в молодости у них не сложилось с языком, рассуждают примерно так: «Ах, ничего страшного, что он не знает языка. Давай бросим его в эту воду, пускай выплывает». А что будете делать, если он не выплывет? Если замкнется в себе? Если на уроках будет думать только о том, когда же наконец пора лететь домой? Подумайте, как ваш ребенок станет выживать в незнакомой ему обстановке.
К примеру, если крохе 3-4-5, вам, вероятно, предложат место в детском садике. Естественно, ни русских детей, ни русскоговорящего персонала не будет. Будут преподаватели и няни, в любой момент готовые помочь. Однако предполагается, что маленький иностранец, который к ним попал, уже что—то умеет.
Поэтому позанимайтесь с ребенком дома. Отведите на курсы, пригласите преподавателя. Убедитесь, что он знаком с языком и умеет произнести несколько важных фраз: как его зовут, где живет, сколько ему лет, где он учится, как зовут его маму, «я хочу есть, пить», «у меня болит голова», «позовите маму», «отведите в туалет» и тому подобное.
Решите, как именно и где ребенок будет заниматься. Возможны два варианта: индивидуальные занятия или уроки в группе с детьми его возраста. В первом случае преподаватель пригласит его в школу или придет к вам (имеется в виду место, где вы поселитесь: семья, апартаменты, вилла и так далее).
Если вы склоняетесь к тому, чтобы ребенок ходил в детский сад, подумайте, сколько времени он будет там проводить. Только до обеда? Спросите его, может быть, он захочет в группу продленного дня, чтобы общаться со сверстниками дольше, часов до четырех или до шести. Тем более что там можно рисовать, лепить, петь, читать и писать.
Определите, где будете жить. Маловероятно, что вам удастся отыскать приемную семью, которая решится взять к себе иностранную кроху. По западным законам ребенка до 12 лет не разрешается оставлять одного, даже на час. Он должен находиться либо в школе, либо рядом со взрослым. Конечно, можно выйти из положения, пригласив няню. Однако разумнее всего в этой ситуации оставить малыша при себе.
Если ваш ребенок уже не ребенок, а ученик старшей школы, и вы хотите достичь максимального прогресса в языке, разделитесь: поселите его в одну принимающую семью, а сами отправляйтесь в другую, рядом. Или предложите ему остаться в школьной резиденции. Со сверстниками ребенку наверняка будет веселее. Не волнуйтесь. Как и в приемной семье, в резиденции детей берегут: улизнуть оттуда без разрешения или сопровождения взрослого практически невозможно.
Обсудите с ребенком, насколько близко вы будете находиться. Обычно до 12 лет ребенок трусит, ему комфортнее и спокойнее, когда родная душа живет рядом.
После 12 лет неуверенность и скованность исчезает, и человек с фантастической скоростью приспосабливается к новой обстановке. Освоившись, он заявляет, что не нуждается в помощниках. Лишняя опека ограничивает его свободу. Поэтому если в семье нет очень дружеских, доверительных отношений, взрослые дети часто возражают против «родителя рядом» и просят их держаться подальше: «Мам, ты в другой семье поселись. Сходи на экскурсию. Не видишь, я занят».
Когда захотите свидеться с ребенком, предложите ему шопинг. «Шопинг вместе» ему понравится. Подумайте сами, зачем ему тратить собственные запасы, когда кошелек папы, мамы или бабушки ходит рядом. После шопинга пригласите дитя в ресторан. Будьте уверены, от этого оно не откажется.
ПРОГРАММЫ, У КОТОРЫХ НЕТ НАЗВАНИЯ
Мы уже говорили о том, что «учеба семьей» дороже любого языкового курса для одного человека. Если поделить семейные программы по ценовому признаку, получится три группы: программы не очень дорогие, дорогие и очень дорогие. Все зависит от того, кто к кому приходит: студент к учителю или наоборот.
Если вы решите, что будете слушать урок в классе, то есть к учителю пойдете вы (и ваше семейство), вам достанется цена из первой группы – от 600 евро в неделю на человека, включая обучение, проживание, питание. Если попросите учителя проводить занятия у вас дома (там, где будете жить), получите дорогую программу – от $1.000 в неделю на одного. Очень дорогая программа вам достанется только когда вы поселитесь в доме вашего учителя. В этом случае каждый член семьи станет практически золотым и будет стоить от $2.000 в неделю.
Предположим, вам симпатична цена из первой «не очень дорогой» группы. В ней нет готовых программ с определенным названием. Семья сама лепит курс, используя возможности одной или нескольких языковых школ (в том случае, например, когда ребенок мал, и во взрослый центр его не берут).
Если вы собрались в Великобританию, подходящий центр можно найти в Борнмуте и Лондоне, в Фолькстоуне и Маргейте, в Оксфорде, Кембридже и Эдинбурге. Имеет смысл обратиться к школе Globe в историческом городке Экзетер – столице самого южного графства Девон. Или в Torbey Language Centre (TLC) на южном побережье. Прошлым летом дети из TLC, усевшись в джипы, выезжали на сафари и снимали фильм о том, как живут жирафы, носороги и наглые мартышки, которые обожают бананы.
Школа Regency в Рамсгейте, возможно, тоже предложит вашему семейству интересные варианты обучения. К примеру, бизнес-курс в мини-группе для папы. Правда, прелесть курса папа сможет оценить только в том случае, если уровень языка у него не «ноль» и не «elementary». Тогда бизнес-курс можно дополнить индивидуальными уроками с уклоном в юриспруденцию, банковское дело, финансы.
Если ребенку исполнилось 8 лет, поговорите с Solsbery School of English. У них детская и взрослая школа помещается в одном здании: вам не придется искать две школы рядом.
Сконструировать семейную программу можно во Франции при помощи центра Pluralle Lang. Родителям они бронируют виллу, взрослых по утрам приглашают в класс французского языка, а детей учат индивидуально.
Аналогично поступает ирландский центр Clare Language Centre. Его курс называется Learn English in the Irish Countryside. «Студентам» раздают коттеджи, «студентов» учат языку, развлекают гольфом, верховой ездой, рыбалкой.
Любопытные варианты для любителей приключенческого туризма возможны в Новой Зеландии. К примеру, в двух кампусах Dominion School в Окленде и Крайсчерче. В Окленд едут за парусным спортом, в Крайсчерч – за горными лыжами.
Детей от 16 лет принимает Coromandel Outdoor Centre в двух маорийских городах – Витианге и Вангамате. Витианга, всю зиму тихий и безлюдный, оживает летом, когда со всех концов Новой Зеландии сюда устремляются местные жители, чтобы понежиться на белых песчаных пляжах. Серфингисты выбирают Вангамату на востоке полуострова Коромандел. В Вангамате популярен спорт body boarding, когда человек плывет на доске без паруса, и дайвинг, который, как говорят, там просто потрясающий.
ВИЛЛА В ПОЛЕ
Если учить язык собирается тщеславный, амбициозный папа – папа-топ-менеджер, папа-«мозг компании», папа-адвокат, одним словом, VIP-папа, то предложение купить недорогую программу почти наверняка покажется ему бестактным и даже обидным. В его—то возрасте, с его связями и положением вдруг превратиться в обычного студента за школьной партой, который вечно опаздывает на урок, записывает лекцию и, поглядывая на часы, подгоняет большую перемену, чтобы наскоро перекусить черным кофе и горячим круасаном с вишневым вареньем? В студента, который отвечает домашнее задание и на глазах у всех путает времена, окончания, вспомогательные глаголы, слышит за спиной хихиканье, сбивается, нервничает, смущается? Пожалейте папины нервы! Не скупитесь. Закажите учителя. На дом.
Кстати, на респектабельную и очень состоятельную публику рассчитана школа Park House в Уэльсе. Ее курсы называются Languge Training for Executives. VIP-студентов она поселяет в отдельные дома с подстриженными лужайками, лошадьми и преподавателями для индивидуальных занятий.
Специально для ранимых пап другой британский центр Accent International в Девоне на юго-западе Англии проводит программу, которая называется Country Cottage English (дословно: английский в загородном коттедже). В деревне, на берегу реки семья снимает коттедж. Некоторые коттеджи рассчитаны на небольшие семейства из трех человек. Многодетным же родителям школа отдает просторные виллы на восьмерых. Рядом оставляет машину и в перчаточном ящике – карту.
По утрам семью навещает преподаватель. Обычно каждому ученику он уделяет три часа в день. При желании можно попросить его задержаться. Разумеется, за отдельную плату.
Если вы решите остановиться в Accent, помните, что в июле, августе, на Рождество и в Новый год цены на коттеджи взмывают вверх, превращая и без того дорогую программу в очень дорогую. Эту школу лучше бронировать весной и осенью, когда цены замирают, выжидая приближение очередного сезона.
Летом можно поехать в английскую школу Cicero Languages International, которая проводит курс Family Holiday Course. Семейная каникулярная программа предназначена родителям с детьми до 15 лет. Семейство тратит на уроки три часа в день.
Впрочем, выносливым папам школа рекомендует Executive Course – супер-интенсив из 40 уроков в неделю по бизнес-английскому с лексикой из папиной профессии. Прелесть курса в том, что если папе вдруг что—то непонятно, вопрос преподавателю он может задать абсолютно в любой момент: курс построен таким образом, что на время учебного процесса преподаватель и папа практически неразлучны. С понедельника по пятницу папа учит язык один на один с преподавателем. Закончив урок, оба съедают ланч и на сытый желудок еще раз проговаривают материал. Два раза в неделю и сам урок проходит за ужином в ресторане первого класса. Мамы, не нервничайте! Такси довезет папу до ресторана и останется ждать у входа, чтобы вернуть домой.
Пока папа ланчует и поедает учебные ужины в ресторане, мама тоже может найти себе полезное занятие. Слава богу, у Cicero список курсов достаточно длинный. В нем, к примеру, есть программа «английский + 6 часов ароматерапии», которая учит обращаться с ароматическими маслами. Вот вам, например, рецепт от сильного насморка, который называется «холодные ингаляции с эвкалиптовым маслом». Набрызгайте холодным эвкалиптом на простыню, подушку, капните чуть-чуть на носовой платок, ложитесь в промасленную постель, и наутро ваш заложенный нос задышит самостоятельно.
Кроме ингаляций, маме-хозяюшке пригодится курс английский + cake decorating (дословно: декорирование пирожных!). Или плюс afternoon tea – приготовление послеобеденного чая.
Если чувствуете, что в последнее время муж держится на расстоянии, добавьте к пирожным и послеобеденному чаю еще один плюс – beauty therapy (терапию красоты). Скорее всего, он, вернувшись с занятий, долго вас не отпустит.
ПОД ОДНОЙ КРЫШЕЙ
Программу Study in your teacher's home («Обучение в доме учителя») мы уже упомянули, когда говорили о ценах на семейное обучение в главе «Программы, у которых нет названия». Тогда мы поместили ее в третью группу самых дорогих программ.
Study in your teacher's home действует практически во всех странах мира – в Европе, Соединенных Штатах, Канаде, Японии. Однако, в отличие ото всех остальных вариантов обучения, тут принимающей стороной является не языковая школа, а образовательная организация, которая специализируется именно на «домашнем обучении». У каждой организации есть база данных, заполненная «педагогической» информацией. Получив запрос, организация обращается к базе, чтобы вынуть оттуда подходящего преподавателя. Не имеет значения, хорош ваш язык или вы топчетесь на elementary, мал ваш ребенок или не очень, – нужный преподаватель отыщется обязательно.
Жить и учиться вы будете так, как договоритесь с учителем. Он готов заниматься в любое время, которое кажется вам наиболее удобным. Хотите заниматься друг за другом – пожалуйста. Впрочем, поинтересуйтесь – может быть, если у всех членов вашей семьи примерно одинаковый уровень языка, вам нет смысла создавать очередь и ждать за дверью. Тем более, что, объединившись, вы чуть-чуть выгадаете в деньгах: вас рассчитают как мини-группу, а не как индивидуалов.
Скажите, если хотите, чтобы принимающая семья вас кормила. Уточните, нужны ли вам дополнительные контакты с учителем. Сколько времени в день – час, два, пять? Желаете театр, спортивный зал, ресторан? Платите и наслаждайтесь.
КРЕПКИЕ СВЯЗИ С РОДИНОЙ
Если вы уже определили, какой именно курс вам нужен, нам остается напомнить о визовой процедуре, которая может затянуться. Любое посольство, увидев семейство, желающее в полном составе учиться, – напрягается, настораживается и ощетинивается. А не планируете ли вы вместе с домочадцами остаться в «стране обучения»? Посольство ждет, что ему будут демонстрировать крепкие связи с родиной и предъявят доказательства финансовой обеспеченности. Скорее всего, визовых проблем не возникнет, если семья владеет в России устойчивым бизнесом и банковскими счетами. Одним словом, если посольство убедится, что семье незачем нарушать закон и пытаться приобрести статус беженца.
Трудно сказать, сколько времени потребуется посольству, чтобы дать ответ. Поэтому оформляйтесь заранее! Если склонитесь в пользу стандартной программы без наворотов, подавайте документы минимум за четыре недели до ее начала. Если хотите коттедж, скажите об этом хотя бы за три месяца до желаемой даты отъезда.
Хотя на Западе о таких вещах задумываются еще раньше: обычно за шесть месяцев до начала курса. Что ж, привыкайте к их стандартам.
Информационно-консультационный центр «МИР ОБРАЗОВАНИЯ» (095)250 8918, т./ф.: (095)250 8919
Лучшие летние центры для школьников в Англии, Шотландии, Ирландии, Канаде, Франции, Германии, на Мальте.
Языковые курсы для взрослых
в Европе, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии.
Прямое зачисление в лучшие частные школы и колледжи Великобритании, Ирландии, Канады, США, Австралии, Франции.
Подготовка и зачисление в ведущие университеты мира.
Программы профессионального образования от 3 месяцев.
Au pair.
«СИСТЕМА-3» (095)929 9491, 929 9492, 209 2121;
e-mail: school@arnold.msk.ru; www.fluent.ru
Программы для детей и подростков от 7 до 16-18 лет в Великобритании (Cicero, Park House, Accent, Home Lang International и др.), Ирландии, Испании, Германии (Humboldt Institute), Франции, Италии:
– уроки, спорт, экскурсии, танцы, живопись;
– постоянный присмотр, квалифицированное преподавание; занятия 15 – 30 часов в неделю;
– проживание в семье/резиденции.
Программы для студентов и взрослых.
Программы для руководителей и менеджеров высшего звена от $3.000 до $7.000 за две недели, включая прокат автомобиля.
Индивидуальные занятия и курсы на дому у преподавателя.
Высшее, среднее, специальное образование за рубежом.
Все варианты программ в НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ.
ЦЕНТР ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (095)939 0082, 939 3453; Москва, МГУ, химический факультет, комн. 530-А
ПРОДОЛЖАЕТСЯ набор школьников на программу «Академический год в США». Для старшеклассников гарантированное зачисление в колледжи и университеты США после успешного окончания программы.
Обучение в школах Франции, Германии, Испании, Австралии, Новой Зеландии, Ирландии, Великобритании.
Подготовка и зачисление в университеты и колледжи США, Великобритании, Ирландии, Франции.
Диплом Лондонского университета в Венгрии.
Программа «УЧЕБА + РАБОТА» в США, Ирландии, Великобритании.
Каникулярные программы для школьников с отдыхом и обучением.
Международный вузовский центр «ЗНАНИЕ» (095)238 1145, 238 0861, 236 9726;
e-mail: iuc@miu.ru.
Иностранные языки для школьников и студентов в ЛЕТНИЕ КАНИКУЛЫ в Европе, США, Австралии, Канаде, на Мальте, в Японии от $200 в неделю.
Государственные частные школы и колледжи.
Академический год/семестр, экзаменационные программы, эксклюзив для бизнесменов, подготовка в университеты, МВА.
Работа + учеба, оплачиваемые стажировки, профессиональная подготовка.
Образовательная группа «ОТКРЫТЫЙ МИР» (095)290 0540, 290 1951, 792 5125; e-mail: info@open-world.ru.
Изучение иностранных языков в СЕМЬЕ УЧИТЕЛЯ: для ребенка, для вас и для всей семьи (возможно обучение практически в любой стране).
Обучение детей, взрослых и всей семьи в лучших языковых школах Великобритании, Мальты, Швейцарии и других стран.
Элитные центры бизнес-английского для руководителей и ответственных работников.
//образование
|