Текущий номер

Архивы номеров

LJ

Поиск по сайту

Редакция



бесплатный шуб-тур, шубтур в Грецию, купить шубу в Греции

  Полиграфическая помощь
  Автозапчасти

#20, 11 июня 2002 года. Содержание предыдущего номера...

NOT PARSED YET

СРОЧНО ТРЕБУЮТСЯ... "i" (N20 от 11.06.2002) ...СЕЗОННЫЕ РАБОТНИКИ И ТАКСИСТЫ В АНГЛИЮ Московская компания «Интербизнесальянс» начинает набор студентов для работы летом этого года в Великобритании. Программа трудоустройства рассчитана на молодежь в возрасте 20-30 лет. Картами и марками будем бороться с нелегалами Андрей МОСКАЛЕНКО (N20 от 11.06.2002) А УГОЛОВНЫМИ НАКАЗАНИЯМИ – С ЗАРУБЕЖНЫМИ ТРУДОУСТРОИТЕЛЯМИ ИНОСТРАНЦЕВ – «НА ПОТОК»... До конца 2002 года в России должна появиться специальная миграционная карта, которая станет первым шагом к внедрению в России автоматической системы «Поток», фиксирующей всех въезжающих в страну иностранцев. С 11 ПО 18 ИЮНЯ ВЫ ЕЩЕ МОЖЕТЕ... Елена ПОЛОВЦЕВА (N20 от 11.06.2002) ...СПЕТЬ, СТАНЦЕВАТЬ И ВЫПИТЬ В ВЕНГРИИ В июне вся Венгрия будет петь, танцевать, с благоговением внимать строгой гармонии классической музыки и притопывать в такт зажигательным национальным мелодиям. Самоубийство: конец жизненной программы или ее «перезагрузка»? Константин БАННИКОВ (N20 от 11.06.2002) Разумные существа отличаются разумением относительно своей собственной жизни, простираемой за пределы физической смерти. Любая культура реализует себя в способах подготовки к переходу в Вечность. Юрий АФАНАСЬЕВ: «Может быть, я идеалист...» Михаил ОЙСТАЧЕР (N20 от 11.06.2002) Идут экзамены, идет и тайная работа: приводятся в движение механизмы репетиторства и взяточничества. Министерство образования приводит данные, согласно которым родители тратят на репетиторов столько же, сколько государство на все образование в целом. В этом году ситуация не собирается кардинально меняться Туристы правят Турцией Беседовала Валерия МОЗГАНОВА (N20 от 11.06.2002) ОБ ОТДЫХЕ И ОТДЫХАЮЩИХ: ТОЧКА ЗРЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛА ТУРБИЗНЕСА Американцы вводят уравниловку Андрей ГОРЕЛИК (N20 от 11.06.2002) ПОЭТОМУ ПОЛУЧИТЬ «ГРИНКАРТУ» СТАНЕТ СЛОЖНЕЕ Получить американский вид на жительство – green card – это не просто и не быстро. Один из самых популярных способов – спонсорство работодателя. И вот министерство труда США опубликовало проект коренной реформы процедуры «трудовой сертификации» – первого шага к получению «рабочей» «гринкарты». 1 ------------------------ СРОЧНО ТРЕБУЮТСЯ... "i" (N20 от 11.06.2002) ...СЕЗОННЫЕ РАБОТНИКИ И ТАКСИСТЫ В АНГЛИЮ Московская компания «Интербизнесальянс» начинает набор студентов для работы летом этого года в Великобритании. Программа трудоустройства рассчитана на молодежь в возрасте 20-30 лет. Что дает российскому студенту такой вариант трудоустройства? Во-первых – возможность заметно улучшить знание английского. Во-вторых – необычно и с пользой провести летние каникулы, например, увидеть собственными глазами старую добрую Англию. И, наконец, в-третьих – неплохо заработать – трудясь в качестве обслуживающего персонала в местных гостиницах, официантом в ресторане, разнорабочим на фабрике или помощником фермеров. Те, у кого вуз уже за плечами или такового никогда и не было, но они соответствуют заявленным принимающей стороной требованиям: возраст – до 30, хорошее знание английского языка и опыт работы, – помимо вышеперечисленных позиций могут претендовать на работу, например, в строительном бизнесе (все специальности). Более полный список вакансий, в котором, кстати, присутствует такая экзотическая вакансия, как водитель лондонского такси, – можно получить у менеджеров «Интербизнесальянса». Средняя зарплата – $$300-450 в неделю (зависит от той или иной вакансии, наличия опыта работы по специальности и т. д.). Поиск и подбор рабочего места, жилья, оформление приглашения, медстраховки и студенческой визы (с правом на работу), помощь в бронировании и покупке авиабилета – «Интербизнесальянс» берет на себя. ...РАБОТНИКИ ВОДОГРЯЗЕЛЕЧЕБНИЦ В ОАЭ Как стало известно «i», московская фирма «ОСТ» по заявке администрации пятизвездочного отеля в Дубаи (ОАЭ) проводит срочный набор кандидатов, имеющих опыт работы (не менее 2-3 лет) в водогрязелечебницах (SPA-центрах). Вакантных рабочих мест немного – всего 4. Требования к претенденткам – женщинам в возрасте 25-35 лет следующие: презентабельная внешность, знание английского на уровне Upper-Intermediate, медицинское образование не обязательно. Знание других иностранных языков, высшее и среднее медицинское образование – приветствуются. Необходимые документы (представляются по e-mail): резюме на русском и английском языках (по установленной «ОСТом» форме), 1 фото паспортного формата, копии загранпаспорта, дипломов и сертификатов, подтверждающих образование и рекомендации с предыдущих мест работы, если таковые были. По результатам собеседований с каждой из отобранных дам будет заключен годовой контракт (с возможностью продления до 3 лет). Испытательный срок – 3 месяца. Другие условия контракта: рабочая виза, ежегодный оплачиваемый отпуск (30 дней), рабочий день – 9 часов, один выходной – в пятницу, зарплата – $700 в месяц + 20% от прибыли. Перелет к месту работы и обратно, жилье (по 2 человека в комнате), трехразовое питание на рабочем месте и медобслуживание – за счет работодателя. Должностные обязанности: «отпуск» процедур – ванны, грязи, аппликации, гидротерапия (гидромассаж, игольчатый и струйный душ), сауны и турецкие бани, солярий, массаж, антистрессовые и антицеллюлитные процедуры и т. д. Цена трудоустройства – $450 ($100 надо внести сразу, а оставшиеся $350 – при подписании трудового контракта с работодателем). //работа ------------------------- Картами и марками будем бороться с нелегалами Андрей МОСКАЛЕНКО (N20 от 11.06.2002) А УГОЛОВНЫМИ НАКАЗАНИЯМИ – С ЗАРУБЕЖНЫМИ ТРУДОУСТРОИТЕЛЯМИ ИНОСТРАНЦЕВ – «НА ПОТОК»... До конца 2002 года в России должна появиться специальная миграционная карта, которая станет первым шагом к внедрению в России автоматической системы «Поток», фиксирующей всех въезжающих в страну иностранцев. По словам замместителя министра внутренних дел России руководителя Федеральной миграционной службы МВД РФ Андрея Черненко, новый документ уже прошел экспертизу всех заинтересованных ведомств. Генерал поддерживает также идею о введении иммиграционной марки. По его мнению, любой иностранец, купив такую марку или в Сбербанке, или в фирме, в которую он устраивается на работу, сможет на законных основаниях осуществлять в России трудовую деятельность. Черненко считает, что эти меры – миграционная карта и иммиграционная марка – позволят бороться с незаконной трудовой миграцией. При этом он считает, что «эти люди востребованы в России» и «спрос должен быть не с мигрантов, а с их работодателей». В дальнейших планах ФМС – введение миграционных квот, с учетом нужд и возможностей того или иного региона, а также интересов России в целом. Черненко уверен, что миграционная квота необходима не для того, чтобы выгнать нелегалов из страны, а для того, чтобы «вытащить их на свет», придать им «статусность» и ввести в правовое поле. Одновременно с введением миграционной квоты непосредственный начальник Черненко глава МВД РФ Борис Грызлов предлагает увеличить пошлину, взимаемую с юридических лиц за привлечение иностранной рабочей силы. Конкретная сумма пока не называется. В настоящее время российские работодатели, которые используют в качестве наемных рабочих иностранцев, платят всего 140 рублей за каждого человека, а два года назад, например, эта пошлина составляла 3.900 рублей. ...А РЕКРУТЕРОВ – ПОД СТАТЬЮ На скорейшем введении дополнительной статьи в Уголовный кодекс РФ, которая предусматривала бы уголовную ответственность фирм, оказывающих «некачественные» услуги российским гражданам, выезжающих на работу за рубеж, – настаивает ФМС. По имеющейся у «i» информации – это не единственное, что собирается сделать ФМС в этом направлении. В частности, в ведомстве идет разработка новых правил лицензирования фирм, претендующих на получение лицензии по трудоустройству россиян за рубежом. Предполагается, что при оформлении лицензии у них будут в обязательном порядке требовать копии контрактов, на основании которых они и планируют осуществлять трудоустройство в той или иной стране. Тем из них, кто не сможет документально подтвердить, что они, обещая трудоустройство, например, в Испании, имеют там партнера с вакантными рабочими местами, – лицензии не видать. Ранее ФМС уже пыталась получить информацию о наличии партнеров от своих лицензиатов, которые подавали рекламу в СМИ. Тогда на просьбу ФМС – даже несмотря на угрозу передать в министерство по антимонопольной политике материалы на агентства, не соизволившее представить копии контрактов, – отреагировали лишь единицы. С одной стороны, ну и правильно: не можешь гарантировать, что все будет хорошо, не начинай – нечего обманывать граждан. Однако многие рекрутеры полагают, что таким образом просто хотят уменьшить число агентств. Прикрыть фирмы, помогающие уехать на заработки из страны, где средняя зарплата составляет $40 в месяц, – легко. Гораздо труднее сделать так, чтобы она повысилась хотя бы до уровня этого самого рабочего-нелегала. //работа ------------------ С 11 ПО 18 ИЮНЯ ВЫ ЕЩЕ МОЖЕТЕ... Елена ПОЛОВЦЕВА (N20 от 11.06.2002) ...СПЕТЬ, СТАНЦЕВАТЬ И ВЫПИТЬ В ВЕНГРИИ В июне вся Венгрия будет петь, танцевать, с благоговением внимать строгой гармонии классической музыки и притопывать в такт зажигательным национальным мелодиям. Похоже, ни одна страна Восточной Европы не может похвастаться такой плотностью культурных событий на один квадратный километр площади как Венгрия. А поскольку венгерская виза оформляется быстро, у поклонников культурного туризма есть время, чтобы выбрать, какое из мероприятий посетить. До 23 июня в Будапеште будет шуметь седьмой Дунайский карнавал. На него съедутся самые знаменитые венгерские коллективы народного танца и самые звучные венгерские оркестры классической музыки. Прибудут и гости из соседних стран, и даже из—за океана прилетят профессиональные музыканты, певцы и танцоры, дабы похвастаться своим умением. А в самом сердце венгерской столицы, в обновленном парке дворца Каройи с 15 июня по 31 июля пройдут Летние вечера. На окруженном каштанами дворе, хранящем память о многих великих, вниманию публики будут представлены концерты, спектакли, фольклорные танцевальные представления. Дав пищу душе, можно подумать и о теле: местный ресторан, где добрая половина столиков расположена в роскошном саду под открытым небом, славится отменной кухней. Летние игры в крепостном театре Эстергома тоже стали доброй традицией. С 15 июня по 28 августа в тени эстергомской базилики, которая сама по себе – уже произведение искусства, гостей ждут представления чуть ли не всех мировым театральных жанров – от исторических драм до оперетт, от комедий до спектаклей абсурда. А не хотите театра, отправляйтесь в город Кечкемет, где в это же время будет проходить музыкальный фестиваль имени Золтана Кодая – всемирно известного композитора, музыковеда и собирателя народной музыки. Или поезжайте в Жамбек, где вот уже 20 лет подряд проводится фестиваль «Субботы в Жамбеке». Театральные спектакли сменяются концертами, серьезные взрослые выставки – развлекательными программами для детей. И так с 15 июня до 20 августа. Наконец, 20-23 июня в Дебрецене состоится 12-й международный фестиваль военных духовых оркестров – крупнейший во всей Центральной и Восточной Европе. В программе – музыкальные парады, шествия «Музыка площадей» и «Музыка колоколен», конкурс духовых оркестров, выставка музыкальных инструментов. ...КУПИТЬ ТУР В ИСПАНИЮ, ЧТОБЫ ПОЛЕТАТЬ НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ С культурными развлечениями на испанском побережье Средиземноморья дела обстоят не столь хорошо, как хотелось бы. Дискотеки, ночные клубы, бары, вечера фламенко, редкие экскурсии – вот, пожалуй, и все, чем может позабавить себя турист на испанском курорте. Но у россиян, планирующих отдохнуть в Испании в первой половине июля, есть возможность побывать на действительно интересном мероприятии – с 11 по 14 июля в городе Igualada (Каталония) пройдет Европейский фестиваль воздухоплавания. У воздухоплавателей-профессионалов каталонский фестиваль считается престижным конкурсом: съезжается цвет европейского воздухоплавания (почти 40 команд), а посмотреть на шоу собирается почти 25.000 зрителей. Во время фестиваля у зрителей тоже будет возможность полетать на шарах. Фестиваль сопровождается Днями национальной кухни, дегустациями, концертами и ярмарками. Не стоит забывать о том, что июль – самый популярный месяц для отдыха в Испании, и не только у россиян. Поэтому бронировать туры следует сильно заранее. Тем более, если вас интересует какой-то определенный отель. Эта неделя – как раз то оптимальное время, когда можно найти подходящую турфирму и сдать документы на оформление визы. ...УСЛЫШАТЬ В ФИНЛЯНДИИ ЛУЧШИЕ ОПЕРНЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ ЕВРОПЫ Многие москвичи и в особенности питерцы знойному турецко-испано-греческо-мальтийскому Средиземноморью предпочитают озерно-комариную Финляндию. Живут в коттеджах, купаются, если погода позволяет, ловят рыбу, устраивают барбекью на природе, арендуют машины и катаются по стране. Если прикатите в Купио, сможете попасть на самый крупный в северных странах фестиваль танцевального искусства, который пройдет с 13 по 19 июня. В основной программе – спектакли с участием «звезд» балета Парижской оперы, Мариинского театра и Национального балета Финляндии. Плюс классические и современные танцы, конкурсы, гала-концерт, пляски на берегу озера, мастер-классы для любителей. По всей видимости, будет забавно. Билеты на основные представления стоят от 10 до 40 евро, недельный мастер-класс – от 40 до 400 евро. //туризм --------------------- Самоубийство: конец жизненной программы или ее «перезагрузка»? Константин БАННИКОВ (N20 от 11.06.2002) Разумные существа отличаются разумением относительно своей собственной жизни, простираемой за пределы физической смерти. Любая культура реализует себя в способах подготовки к переходу в Вечность. Идея перехода в лучший мир – не упадничество, а вектор прогресса этого бренного мира: сверхзадача преодоления смерти движет народами, созидающими, разрушающими и снова созидающими великие цивилизации, с их религиозно-мировоззренческими системами, подчиненными одной главной задаче – преодоление смерти на уровне человеческого сознания. СУМАСШЕДШИЕ? Смерть бывает естественной и насильственной. А еще она бывает добровольной. Самоубийство, или суицид, существует, вероятно, столько же, сколько сам род человеческий. Однако понятие, характеризующее суицид как социальный феномен, появилось относительно недавно – в 17 веке, как утверждает Оксфордский словарь, после знаменитого памфлета Джона Донна «Биатанатос», посвященного этому явлению. Термин взят из латыни и буквально означает «умерщвление себя». Почему люди добровольно уходят из жизни? Государству удобнее всего считать всех самоубийц сумасшедшими, отказывая им в свободе распоряжаться собственной жизнью. В 1930-х годах в Госкомстате СССР закрыли сектор, занимающийся статистикой самоубийств: проблему передали психиатрам, фактически закрепив за любым самоубийцей статус сумасшедшего. В США в тот же период самоубийц, если они выживали, приговаривали к тюремному заключению. Вот, дескать, пытались отнять себя у общества. Государство государством, но и само общество в «нетолерантном» отношении к суициду своих отдельных членов винить сложно: ведь так оно проявляет не столько диктат социального стандарта, сколько растерянность: в случае самоубийства общество сталкивается со сбоем программы видового выживания на уровне индивидуального сознания. И путем дискредитации этого, пусть страшного, но волеизъявления, общество, государство, церковь стремятся залатать брешь небытия в своем социальном теле. Между тем, как это давно показали суицидологические исследования, количество душевнобольных среди самоубийц не превышает их числа среди тех, кто умирает своей смертью, то есть суицид в общем случае никак не связан с психическим расстройством. КТО ЧАЩЕ ЛЕЗЕТ В ПЕТЛЮ? Суицид – акт последнего волеизъявления личности, идущий почти всегда вразрез с общественным мнением, но объективно его причины глубоко социальны, и статистика самоубийств отражает состояние общества в целом. Между качеством жизни и количеством самоубийств на душу населения есть обратная зависимость. Это, правда, не означает, что, высчитав уровень благосостояния в стране, мы можем автоматически вывести число самоубийств, ведь всем известно – самоубийства могут быть и из—за бедности. Но тем не менее действуют законы, которые на первый взгляд могут показаться странными для нас, привыкших считать, что от низкого уровня благосостояния лезут в петлю, а от высокого – живут и радуются жизни. Это не так. Когда общество вынуждено решать проблему физического выживания в условиях разного рода кризисов, в полном их спектре от войны до чумы, тогда количество самоубийств резко сокращается. Когда же общество, на зависть соседям, достигает высот в жизнеобеспечении каждого из своих членов, то статистика самоубийств резко растет. Видимо, хлеб насущный утрачивает смысл, если его добывать как—то иначе, чем в поте лица. Так что люди под словом «счастье» обычно что—то не то понимают, полагая под одним из важнейших смыслов жизни удовлетворение потребностей. Но в том—то и парадокс, что удовлетворенные потребности людей в развитых обществах меньше соответствуют задаче поддержания психологического тонуса, который повышается в момент преодоления трудностей, решения проблем, обилием которых отличается жизнь в развивающихся обществах. В социальной сфере также прослеживаются похожие тенденции – чем выше социальный статус, тем выше и процент самоубийств. То есть среди выпускников Гарварда количество самоубийц гораздо больше, чем среди «отбросов» Гарлема. Интеллектуальные занятия развивают способность рефлексировать: кто я? что я? и на что в связи с этим я могу рассчитывать? Понятно, что перед дыханием Вечности и Бесконечности частный, конечный и, «к несчастью», мыслящий субъект приходит к самым неутешительным выводам относительно адекватности своего Я абсолютному разуму, а когда на меньшее он не согласен, то жизнь для него теряет смысл. DELETE ИЛИ CTRL-ALT-DELETE? Идея конца жизни в индивидуальном сознании преломляется в кристалле той культурной Эйкумены, к которой принадлежит личность. Если иудеохристианская метакультура организована концепцией линейного времени, то – несмотря на идею загробной жизни – смерть понимается как переход в один конец, поэтому самоубийство для западного человека – это чаще всего однозначное прощание с этим миром. Не то для людей Востока, в ментальности которых заложена парадигма циклического времени. Все умирает и все возрождается обновленным, поэтому если жизненная программа дала сбой, ее можно перезагрузить. Самоубийство на Востоке – это уже, выражаясь «айбиэмовским» компьютерным сленгом, не Delete, но скорее Ctrl-Alt-Delete. ОСТОРОЖНО: ЛЮБОВЬ! АФФЕКТ! Известно, что больше половины самоубийц принимают трагическое решение в порыве – в состоянии, близком к аффекту. Их особенно много среди смертельно больных, внезапно или случайно узнавших свой истинный диагноз. Помня об этом, врач – даже если иные соображения деонтологии ему неведомы – все чаще решает сообщить больному правду: во-первых, от врача это не будет так неожиданно, а во-вторых, врач может его как—то предварительно подготовить. Если аффект возник в результате конфликта, тогда все намного сложнее. Суицидальный синдром может иметь мотив «кому-то назло». Путать месть со смертью свойственно детям 5-8 лет, в сознании которых абстрактные понятия еще не сформировались, и они рассуждают в таком духе: вот я сейчас умру, а потом посмотрю, как вы без меня будете плакать. Такой же мотив присутствует и у взрослых с инфантильными комплексами. Отдельно стоит в общей картине суицидальных мотивов – любовь. Как считает японский суицидолог Ямамото Тэй, число самоубийств, совершаемых именно из—за неразделенной любви, в возрасте до 16 лет составляет 42,2% у девушек и 36,6% у юношей. К 25 годам удельный вес этой причины резко сокращается – до 11,3% и 7,2% соответственно, а вот далее с возрастом он практически не меняется. И КАК ЖЕ ИМ ПОМОЧЬ? Аффекты или суицидальная депрессия взрослого человека могут вызываться и какими-то другими, еще более сложными жизненными обстоятельствами. Но – вот луч света в мрачной проблеме – по большому счету многие самоубийцы очень хотят жить, и если кого-то из них удается спасти, то они потом благодарят и Бога, и спасителей. На этой особенности аффектно-депрессивной психики – желании жить и умереть одновременно – основан принцип работы суицидологических служб, куда самоубийца, бывает, звонит перед смертью. Зачем он, уже принявший страшное решение, звонит? Чтобы попрощаться? Чтобы пожалели? Чтобы отговорили? Или просто поговорили? И первое, и второе, и третье, и четвертое. А еще и пятое, и двадцать пятое: сколько людей, столько решений. Часто суицидолог просто не знает, как реагировать, ведь те слова, что вернут к жизни одного, другого, напротив, подтолкнут к пропасти. Но всем ясно одно: если он или она звонит, значит, им нужны слова, и слов может оказаться достаточно, чтобы вернуть человека к жизни. Самоубийца готов закрыть за собой дверь, но все же оставил ключ в замке «с той стороны»... Остается «лишь» определить, какие слова для этого нужны. У телефонного суицидолога на это считанные секунды. Но на том конце провода это целые секунды. На сотрудников суицидологической службы, которые все – профессиональные психологи, эти секунды обрушиваются грузом нечеловеческой ответственности за жизнь незнакомого человека. И если они нашли правильные слова, то некоторые из них самих считают, что это не они, но сам Бог разговаривал их устами, использовал их речь. Известный британский суицидолог Ричард Сэйден делится наблюдениями из своей практики: – Разговор складывается по-разному. Прежде всего настоящий профессионал даст понять самоубийце, что он не просто очень сочувствует, но и уважает его выбор. Затем он постарается превратить монолог смертника в диалог. А дальше он уже более-менее владеет ситуацией, поскольку может придать разговору самый неожиданный поворот. Например, психолог так жалобно будет прощаться со своим клиентом, демонстрируя свое неверие в возможность перемены решения, что они в итоге вместе разрыдаются. И произошедшая разрядка просто выпустит самодеструктивную энергию. Или же, если психолог установит, что с ним разговаривает личность нарциссического типа, собравшаяся на тот свет из мазохизма по поводу своей исключительности, тогда, напротив, ей нельзя давать того, чего она просит. В этом случае целесообразно продемонстрировать хамское равнодушие и сказать, дескать, – что? вешаться собрались? жаль, но, собственно, а что тогда звоните? честно говоря, вы у меня двадцать седьмой за смену – я устал, так что говорите по существу. Нарцисс возмутится таким равнодушием к своему горю, начнет ругаться, звонить другу, чтоб сообщить ему, «какое там работает хамье». А потом и вовсе не захочет покидать этот грубый мир, способный так легко без него обойтись. Молодые люди часто кончают жизнь из—за неразделенной любви или измены партнера. В этих случаях очень часто психолог ставит перед собой задачу снизить образ объекта любви. Грубо говоря, так: у вас есть фото вашей возлюбленной, которая вас бросила? Как, вот эта? Хм... Нет, я ничего не хочу сказать, но... А вообще-то, знаете, даже и в таких некрасивых женщинах есть, наверное, что—то... В конце концов, должен кто—то любить и таких... Я не хотел вас обидеть, простите... Но высший пилотаж – это когда психолог обходится без снижения образа: есть виртуозы, которые умеют освободить от психологической зависимости от возлюбленного, вы по-прежнему его любите, но – можете жить без него. В разных странах суицидологические службы имеют разные тактики и стратегии. В одних они имеют право использовать лишь силу убеждения и не могут прибегать к силовым средствам. В других, разговаривая с клиентом по телефону, – направлять по его адресу полицию, пожарных, санитаров и т. п. Во многих странах неуважение к праву на смерть приравнивается в среде суицидологов к неуважению права на жизнь, и уговаривать клиента не накладывать на себя руки, «другой рукой» посылая к нему пожарных, чтобы те, подкравшись неожиданно, сняли самоубийцу с подоконника на десятом этаже, – категорически запрещено. В России дежурный на телефоне доверия, как правило, пытается остановить позвонившего любыми средствами. Как тут скажешь, где система лучше? Мы не знаем. САМОУБИЙСТВА, ПРОСТИТЕ, ДЕЛЯТСЯ НА... Все многообразие способов самоубийства укладывается в две большие категории. Суицид бывает, как учит социальная антропология, институциональный и персональный. В первом случае человек рассматривается как часть общества и должен умирать так, как разрешает – или предписывает – общество. Институциональный суицид регламентирует ситуации и способы самоумерщвления. Это может быть, к примеру, самоубийство вдовы или раба в случае смерти господина. Протестный суицид может быть направлен против общественного строя – или против его нарушителей. Так позапрошлой зимой в Москве какой-то бедняга, с высоты Крымского моста, угрожая человечеству самоубийством, требовал от него московскую прописку. К тому же порядку социокультурных явлений относятся и голодовки, и детские капризы, в которых ребенок отказывается от обеда. Во всех этих случаях индивид, посягая на собственную жизнь, желает, чтобы общество понимало ее как органическую часть себя, и в этом он эксплуатирует в своих интересах инстинкт видового самосохранения. Люди решаются на самоубийства не только от неадекватности общественного устройства своим настроениям, но и от переживания собственной несостоятельности. На Востоке сложился ряд институциональных форм суицида. Так, брахманизм санкционирует сати – обряд самосожжения вдовы вместе с трупом мужа, распространенный в Китае и Индии. Самоубийство соответствует идее отрицания плоти, входящей во многие философские доктрины Востока. Ислам суицида не одобряет. Однако в одном из его радикальных направлений содержится идея о том, что Божественная Воля проявляется различными путями, и как бы человек ни поступил, его поступок предопределен свыше. У иудеев суицид вообще явление редкое. Ветхий Завет провозглашает жизнь со всеми ее невзгодами самоценной. Жертве суицида и ее семье отказывают в праве традиционного погребения и исполнения утренних обрядов. Суицид в его конкретных формах и статистике, а также в его восприятии обществом выходит за рамки социального феномена и становится маркером национальной культуры, индикатором определенных состояний ментальности. И в этом качестве он имеет этническое лицо. Иными словами, суицид бывает не только и не столько институциональный и индивидуальный, сколько английский и датский, шведский и норвежский, финский и японский и т. д. СУИЦИД НАРОДОВ МИРА Англия. Здесь самоубийство считалось противозаконным вплоть до 1961 года. Только тогда появился Закон о суициде, выражающий особенное к нему неодобрение вообще, но признавший, что «степень серьезности этой проблемы не позволяет ее решать путем законодательного запрещения». Эксперты, разрабатывающие закон, проявили истинно британский характер, углубившись в дискуссию о дефинициях. Их мучил, например, такой вопрос, как быть следователю, разбирающему дело, – если один человек стрелял в другого и в момент выстрела пистолет взорвался, и убийца погиб. Что это, убийство или самоубийство? Данный курьез отражает реальное положение вещей – в Англии одна треть самоубийств является следствием убийств или покушений на жизнь другого человека. Норвегия, Швеция и Дания. В старом норвежском праве суицид рассматривается как «бесчестное убийство». С либерализацией права отношение к суициду становится терпимее. Однако в общественном сознании современных норвежцев прочно сохраняются культовые стереотипы викингов, в которых вся сфера суицида – табу. Сегодня наиболее распространенные способы самоубийства среди норвежских мужчин – повешение и вскрытие вен, среди же норвежских женщин – отравление и повешение. Утопление одинаково распространено среди обоих полов. При низком уровне суицида в Норвегии количество утопленников максимально во всей Европе. Но в целом Норвегия – одна из наиболее благополучных в плане суицида страна, именно в силу сохранения традиционных стереотипов сознания, в которых мать более сосредоточена на воспитании детей, а отец традиционно силен и занимает главенствующее положение в семье. Именно традиция, сдерживающая распространение феминизма в Норвегии, по мнению ведущих экспертов в области суицидологии, сдерживает и рост самоубийств, особенно среди детей и подростков, и это хорошо видно по сравнению с другими скандинавскими странами. В Дании причина высоких цифр детского суицида в том, что ребенок слишком зависим от матери и практически не переживает переходного возраста, когда социальные факторы должны нарушать эту зависимость. Датский суицид послужил прототипом для определения целого типа суицидальных мотивов в психологии как синдром «утраченной зависимости». И отношение тамошнего общества к суициду вполне толерантное. В Швеции основные мотивы суицида – социальные амбиции, болезненный страх и чувство вины за собственное несоответствие ситуации, некомпетенцию, несостоятельность. Все это в сумме ведет к раннему разрыву связи между матерью и детьми. Когда женщины поглощены карьерой, зарабатыванием денег и социального престижа, то при современных ритмах жизни их ни на что другое просто не хватает. Тогда дети в период своего личностного становления не получают должного внимания, и феминизм собирает свою трагическую жатву. Финляндия. Здесь первые указания по поводу суицида появились в Общем своде законов от 1442 года, в котором суицид рассматривался как преступление против государства, и, таким образом, относился к уголовному, а не к церковному праву. Число самоубийств в Финляндии с начала по конец 19 века выросло в 5 раз, от 1 до 5 случаев на 100.000 человек в год. В 1930-1931 годах, во время всемирного экономического кризиса этот показатель вырос до рекордного количества – 23. В течение второй мировой войны и после нее он стал снижаться и с 1955 до сегодняшнего дня колеблется между показателями 19-22 человек на 100.000 (к примеру, в нашем Архангельске нынче эта цифра составляет минимум 400 самоубийц на такое же количество населения, но надо сказать, что по этой статье он, конечно, рекордсмен среди российских городов). В современной Финляндии способы и статистика суицида различаются в зависимости от пола и от района проживания. Обычно мужчины предпочитают вешаться, а женщины – травиться. Голландия.В голландском законе с 1808 года прекращены преследования за самоубийства и покушения на самоубийства. А в общественном мнении табу на суицид исчезло одновременно с табу на секс, порнографию, наркотики, гомосексуализм и проституцию. Поводом для легализации этих радостей послужила победа Советского Союза во второй мировой войне. По крайней мере, все запреты отменили в 1945. С тех пор телевидение и радио время от времени просвещают публику о различных способах самоубийства, выдавая справки, каким образом в этом сезоне модно себя отправлять на тот свет. При этом в Голландии, наряду с Испанией, Италией, Ирландией, Шотландией, уровень суицида довольно низкий – около 10 случаев на 100.000 населения, и на протяжении ста лет он не меняется. Большинство голландцев назовут самоубийство проявлением мужества или малодушия в зависимости от обстоятельств, но осуждают его редко. Италия. В Италии, стране классического католичества, отношение к суициду наиболее резкое и негативное по сравнению с остальными европейскими странами. Лишать себя бесценного божьего дара – смертный грех, противоречащий принципам и этого, и того света. Печать позора падает и на семью. На практике это церковное табу проявляется во всех сферах мирской жизни. Например, молодой человек, желающий служить священником, врачом или карабинером, может сразу расстаться со своей мечтой, если хоть один из его родственников, хотя бы и в седьмом колене, покончил жизнь самоубийством. С меньшим или большим пониманием итальянцы относятся к самоубийствам душевнобольных. В Италии, как и в других странах, способы самоубийств среди мужчин и женщин разнообразны. Попавшие в плен Танатоса итальянцы выбирают наиболее радикальные способы – такие, как вскрытие вен. Женщины принимают снотворное, газ или в крайнем случае топятся. Но в целом ситуация остается в поле традиционного сознания, и негативное отношение общества к самоубийству, как и способы снятия психологического напряжения, выработанные культурой и религией, дают свои результаты: в Италии уровень суицида – из наиболее низких в Европе. Китай и Тайвань. Исторические источники содержат рассказы о самоубийствах по трем основным мотивам: политический и/или военный, преданность господину или обществу и семейные узы. Смутные времена, рубежи между императорскими династиями всегда отзывались ростом суицида в массах. Человек в Китае состоит в многоуровневой связи – «чанг», преданность Поднебесной, «цэнг» – преданность мужу, «сяо» – преданность отцу и т. д. И каждое из этих отношений требует от личности максимальной самоотдачи, вплоть до самой радикальной. Китайские же буддисты считают, что человек после самоубийства попадает в ад и, обреченный на вечные муки, лишается возможности последующих перерождений. Однако к самоубийству женщин, оставшихся без мужа, они относятся с пониманием. В целом современные тенденции самоубийств связаны с разрушением традиционной системы ценностей, прежде всего в урбанистических районах. Так, конфуцианство резко осуждает любое самодеструктивное поведение, считая, что человек не имеет права портить свое тело, включая волосы и кожу, поскольку оно принадлежит его роду, и он им как бы временно пользуется. Но в целом китайцы считают, что суицид, конечно же, не следует поощрять, но и преследовать за покушение на него не стоит. На Тайване традиционный буддистский и конфуцианский комплекс представлений о суициде переплетается с рациональным отношением к жизни. Дескать, убивать себя – печальное решение; это проявление человеческой слабости в той же степени, что и глупости. Но уж если человек такое решение принимает, то, чтобы избавить его от лишних мучений в случае неудачных попыток, ему следует помогать в специально оборудованных клиниках. То есть общество принимает идею эвтаназии. И женщины, и мужчины на Тайване предпочитают травиться снотворным, хотя мотивы лежат в разных сферах социальных отношений: женщины не выдерживают в основном отсутствия гармонии в семье, мужчина – в обществе. Индия. Суицид был и остается одной из характерных особенностей ритуальной жизни в Индии. Согласно древнейшим ведическим гимнам, лучшая жертва, которую может принести человек богам, – это он сам, и это открывает ему дорогу в вечность. Упанишады, напротив, осуждают суицид: «Те, кто взял свою жизнь, после смерти попадают в землю, где все покрыто вечной мглой». Однако те, «кто достиг откровения, могут начать жизнь отшельника или выбрать смерть от добровольного голодания, или от огня, или от воды, или пасть в геройской битве». Существуют специальные наставления, согласно которым человеку, решившему умертвить себя, рекомендуются специальные формы суицида, дабы не вызвать в этом мире дисбаланса. С точки зрения древнеиндийской философии, хорошо топиться в месте слияния двух рек или вешаться на «деревьях смерти», так называемых вата. Особое распространение и общественное признание получил ритуал сати – самосожжение вдовы на погребальном костре покойного мужа. Поэтому индианки особенно искренне желают своим мужьям долгих лет жизни. Не редкость самоубийства обоих влюбленных вследствие невозможности брака между ними из—за принадлежности к разным кастам. Другой причиной суицида среди молодых индусов является дисгармония в сфере сексуальных отношений. В индуистских представлениях сперма является сакрализованной ценностью. В ней видят субстанцию жизненных сил человека, включенную в круговорот жизненных сил космоса. Проблемы ее растраты являются предметом особой заботы и повышенной невротической тревожности, результатом которой часто бывает суицид среди юношей из—за треволнений периода полового созревания и связанной с ними психологической импотенции. Япония. К концу ХХ века Япония прочно занимает позиции одного из мировых лидеров и по средней продолжительности жизни, и по высокой статистике суицида. Социально регламентированное самоубийство с древности было одной из черт японской национальной культуры. С началом индустриальной эпохи количество самоубийц возросло вдвое. Наиболее склонны к покушению на собственную жизнь люди, переживающие возрастные кризисы – переход от юности к зрелости и от зрелости к старости. Япония – также один из мировых лидеров по суициду среди женщин. Все виды самоубийств в традиционной японской культуре строго регламентированы и имеют свои названия. Докуяку дзисацу – самоубийство ядом, или снотворным. Дзисю дзисацу – утопление. Тоосин дзисацу – броситься с высоты. Последний способ с 1903 года стал японским национальным стилем суицида, когда студент колледжа Фудзимура Мисао бросился в водопад Кэгон, оставив посмертную записку философского содержания, составленную в древнем поэтическом стиле, в которой суицид представлен актом слияния с природой. В последующие восемь лет на том месте аналогичным образом «слились с природой» 200 человек. Аналогичный случай произошел и в 1933 году: одна студентка бросилась в жерло вулкана, и за ней туда же за короткое время проследовали 804 мужчины и 140 женщин. Харакири (сэппуку), дословно «разрезание живота» – самый известный национальный вид ритуального самоубийства. Он требует гораздо большей силы духа, чем та, которой располагает простой человек. Традиция четко регламентирует все составляющие этого ритуала: от случаев его проведения до длины и направления разреза. Ритуал харакири – привилегия не исключительно мужская. Его могут совершать и знатные женщины, только в женском харакири разрезается не живот, а горло. Женский живот неприкосновенен. Сегодня могут варьироваться числа статистики самоубийств всех видов, но отнюдь не их феноменология, поскольку факторы ментальностей – это своего рода константы культуры, не подверженные изменениям. В современной Японии суицид почти одинаково распространен и среди профессоров, и среди студентов. А еще в Японии каждый день лишают себя жизни в среднем десять японок 60-летнего возраста. В буддистской традиции это возраст перехода сознания. И некоторые склонны понимать это слишком буквально. Сознание человека не в состоянии помыслить небытие, и даже мысли человека о смерти, к какой бы культуре он ни принадлежал, – это всегда мысли о жизни. Даже тот, кто оставляет этот свет, втайне надеется, что оставляет его ради «того» света, который так или иначе ждет каждого. Каждый из нас ждет его с ужасом и – надеждой. Это надежда на то, что «тот свет» – будет. На это надеются даже суицидологи. //карта ----------------- Юрий АФАНАСЬЕВ: «Может быть, я идеалист...» Михаил ОЙСТАЧЕР (N20 от 11.06.2002) Идут экзамены, идет и тайная работа: приводятся в движение механизмы репетиторства и взяточничества. Министерство образования приводит данные, согласно которым родители тратят на репетиторов столько же, сколько государство на все образование в целом. В этом году ситуация не собирается кардинально меняться. Есть ли вообще возможность перемен? Достигнет ли цели задуманная реформа образования? Обо всем этом корреспондент «i» Михаил ОЙСТАЧЕР спрашивает ректора Российского государственного гуманитарного университета академика Юрия АФАНАСЬЕВА. – В своих статьях и книгах вы пишете, что российскому образованию нужно избавиться от авторитарности. Что хорошее образование – это общение преподавателя и студента, а не монолог с кафедры. Можно ли сделать что—то на законодательном уровне, чтобы превратить образование в диалог? – Я даже не знаю, какие здесь могли бы быть конкретные шаги. У разработчиков закона пока нет ясности относительно содержания образования. Диапазон мнений так широк, что предпринять законодательные шаги, по-моему, невозможно. Например, ректор МГУ Садовничий, а вместе с ним почти весь корпус ректоров, считает, что наше образование лучшее в мире, на заграницу же надо оглядываться только для того, чтоб еще раз убедиться в этой аксиоме. А есть противоположное мнение: содержание российского образования нуждается в серьезном реформировании. Реальных шагов нет, потому что пока неясно, в каком направлении идти. – У вас в институте диапазон мнений настолько же широк? – Тоже есть разные точки зрения. Но в РГГУ уже складывается иная, чем в большинстве университетов, модель. Если говорить коротко, господствует представление, что университет готовит специалиста. А общему образованию в университете не место. Мы же считаем, что общее образование должно соотноситься со специальным. Может быть, я идеалист... Ведь дело не только в чистых гуманитарных знаниях. Речь идет о становлении нового типа личности. Специалист-то обычно получается, но сознание его не способно сопротивляться манипулированию. Очень хорошие профессионалы часто способны вести мир к катастрофе. В Германии в 30-х годах, в Советском Союзе эти люди поддались власти и сообща делали очень гнусные дела. – Но выходит, что ради принципа диалога нужно перестроить всю нашу систему образования. Ведь главное в ней сейчас не семинар, а длинные лекционные курсы. И, зачитывая лекцию, преподаватель господствует. – В основе нашего образования лежит еще с петровских и послепетровских времен немецкая модель. Вовсе не плохая. Фундаментальность, системность и поэтапность – три кита, на которых она стоит. В английской традиции эти киты не так четко представлены. Но там есть иное: например, возможность для студента формировать собственную корзину предметов. С одной стороны, у него получается очень бессистемная корзина, но с другой, он сам ее выбирает и ответственность берет на себя. Я сам себе хозяин, я не позволю вам сделать со мной то, что хотели бы вы. С нашей точки зрения, фундаментальность должна дополняться самостоятельностью и диалогом. Но и диалог – не самоцель, а инструмент вовлечения студента в сотворчество, инструмент активизации интереса к самостоятельному научному поиску. – А от современного преподавателя этого добиться можно? – Можно. Мы этого, хоть не до конца, но все же добились. Примерно две трети времени студент должен работать самостоятельно, а треть времени тратить на лекции и семинары. Мы стараемся, чтобы у первокурсников в неделю было не больше 20 аудиторных часов. А на следующих курсах еще меньше. Но диалог, о котором я говорю, должен идти не только между студентом и преподавателем. В сознании человека разные исторические эпохи должны существовать в виде диалогов. Следует понимать, что, например, в Средневековье были разные точки зрения относительно того, сколько чертей может усидеть на острие иголки. По этому поводу шли бурные дискуссии. И между людьми, писавшими о Средневековье уже в Новое время, тоже был диалог. То есть вот такой диалог по Библеру – этот знаменитый ученый преподавал у нас. В РГГУ его дело продолжает небольшая лаборатория культуры диалога. Чтобы эту культуру внедрить, нужна эпоха, нужно столько эрудитов, энциклопедистов среди профессоров... И сама лекция должна приблизиться к семинару: чтобы лектору задавали вопросы, чтоб он представлял не только свою точку зрения, но и иные, которые ни в коем случае нельзя забывать. – А как вы относитесь к государственному стандарту образования? Он подразумевает, что неважно, в каком институте выдали человеку диплом. Тем не менее рейтинг институтов существует. И на обладателя диплома МГУ смотрят совсем иначе, нежели на выпускника второстепенного вуза. Нужен ли стандарт, которого все равно нет на практике? – Я все-таки сторонник того, чтоб государственный стандарт существовал. Но я не смотрю на стандарт как на панацею и не думаю, что он гарантирует высокий уровень образования. Инициативным вузам стандарт, в общем-то, ни к чему. Он нужен как нижний предел, за который ни одному институту скатываться нельзя. – Похоже, что сейчас государство не очень-то вмешивается в частную жизнь институтов... – Пока да. Хотя есть тенденция к усилению присутствия государства в вузах, и министерство пытается это осуществить. Конечно, государство может вмешаться в жизнь институтов. Последние в результате рискуют получить один учебник на всех. Если такое случится, меру участия государства нельзя будет не ощутить. – Так что, надо стремиться к тому, чтобы каждый вуз выпускал собственные учебники? – А чем больше учебников, тем лучше. И вроде бы сейчас все замечательно, потому что их море разливанное. Но мы проанализировали большую часть учебников по истории – откровенной халтуры слишком много. А степень их пошлости или невежества в институте-«потребителе» не всегда способны оценить. Преподаватели РГГУ часто предлагают студентам свои книжки. Только учебник применительно к университету – это вообще архаизм. Здесь надо говорить о комплексе пособий – это и учебники, и книги, и курсы лекций. И компьютерные базы данных с текстами огромного количества авторов и тех, кто писал о них. Эти базы данных мы уже начали создавать, но надо, чтоб они были разумно организованы, чтоб студент не утонул в них. – Университет берет преподавателей со стороны или они в основном из вашей же аспирантуры? – Мы берем, конечно, людей со стороны, но изредка. В основном выращиваем у себя. В начале девяностых сюда пришли те, кому было несвободно в родных институтах: Гаспаров, Топоров, Аверинцев, Белая... Уже тогда им было около пятидесяти лет... Сейчас у нас сосуществуют три возраста преподавателей. Сорокалетних уже подпирают выходцы из аспирантуры. И атмосфера преемственности такова, что позволяет говорить об РГГУ как о феномене русской культуры. Благодаря преемственности университет уже больше десяти лет находится на постоянном подъеме. В состоянии – Лев Гумилев любил это слово – пассионарности. Это в университете реально ощущается. – Вы утверждаете, что реформа образования необходима, но РГГУ не принял участия в эксперименте по единому государственному экзамену. Тогда как идея вроде бы логичная, призванная облегчить участь абитуриента: у него будет больше возможностей. – Пока все происходит обыкновенно. Просто группа людей изобрела идеальную модель. Что, плохого, например, в том, что чем лучше ученик, тем больше выделяется на него бюджетных денег? Финансирование не учреждения, а человека – это идея, которой безусловно принадлежит будущее. Но не в идеальных моделях живет дьявол. Он прячется в конкретных деталях. Считается, например, что новая система должна похоронить институт репетиторства. А репетиторство – это взятка, которая, по подсчетам Кузьминова, ректора Высшей школы экономики, ежегодно составляет в России 2-2,5 миллиарда долларов. Но почему мы думаем, что взятки исчезнут? – Человека принимают по баллам. Вступительный экзамен исчезает, и получается, что не за что платить. – А вы не думаете, что взятку станут брать те, кто выставляет баллы за единый экзамен? Если до сих пор взятки шли только от абитуриентов преподавателям, то теперь они, вероятно, растекутся по трем каналам. В проверочные комиссии, в министерство, потому что в регионах есть его координирующие органы, и по-прежнему в вуз. Многие институты уже заявили, что помимо единого экзамена, будут учитывать собственные критерии... К нам в прошлом году поступало 800 медалистов. Медаль свою подтвердила только десятая часть. Почему же с экзаменом не сделают то же самое, что делают сейчас с медалями? Потому я не очень озабочен экспериментом. У нас усилия направлены на совершенствование содержания образования. – Но, может, репетиторство не так уж плохо? Преподаватель не только протаскивает, но и натаскивает своего ученика. Значит, тот поступает не с пустой головой. – Это ненамного меньшее зло. Все-таки репетиторство – не повышение уровня образования, а натаскивание на конкретный экзамен. Человек проходит испытание потому, что готов к определенным вопросам. И я убежден, что если забросить невод в те же московские школы и без экзаменов принять всех, кто собирается в институт, эти люди не окажутся хуже. Если и будет разница, то только в первые месяцы. – А в РГГУ вы пытались изжить репетиторство? – Пытались и пытаемся до сих пор. Например, несколько раз меняли какой-то экзамен. Деньги в основном берут за иностранный язык, историю и сочинение. А вместо сочинения мы внезапно ставили изложение. Или так же неожиданно набирали новую приемную комиссию из иногородних преподавателей. Но второе менее эффективно, потому что люди быстро знакомятся и договариваются. Сколько существуем, столько и экспериментируем. Однако ничто не дает радикального результата. Если кто—то скажет, что победил репетиторство, – немедленно пойду перенимать опыт. //образование ------------------- Туристы правят Турцией Беседовала Валерия МОЗГАНОВА (N20 от 11.06.2002) – Юрий, если бы вас попросили создать рекламный слоган для туристической Турции, вы бы в каком направлении начали думать? – На российском рынке давно и отчетливо выделились два главных конкурирующих направления летнего пляжного отдыха – Турция и Испания. И я считаю так: Испания – это, прежде всего, отдых вне отеля, рассчитанный на богатую экскурсионку, посещение различных парков развлечений, гуляния по ночному городу и так далее. Турция же – идеальный вариант отдыха в отеле: все организовано так, чтобы человеку, по большому счету, не за чем было покидать отельную территорию, где он может найти все необходимое. Так что рекламный слоган туристической Турции – отличный отдых для тех, кто хочет провести спокойный отпуск, возможно – в кругу семьи, в компании со своими детьми и внуками. Тем не менее, каждый все равно отдыхает по-своему. Кому-то хочется весь отпуск валяться на пляже, кому-то позарез необходимы экскурсионные вылазки; кому-то нужен только песок, кого-то устроит и галька. Есть среди отдыхающих и специфический народ – дайверы, скажем, которые, приехав, тут же погружаются в море и выныривают на поверхность только к концу отдыха, или гурманы, для которых самое главное – обилие вокруг изысканных ресторанов всех национальных традиций мира... Турция тем и хороша, что может удовлетворить практически любые запросы. Только главное – понять и четко сформулировать именно свой запрос. Вот я лично хотел во время отпуска поиграть в теннис – и поэтому поехал в Club Ali Bey, где оборудовано 52 теннисных корта. – Предположим, что я – из числа тех, кому непременно нужен песок и жара. Куда бы вы мне посоветовали отправиться? – Климатические различия между турецкими курортами действительно есть. Например, часть средиземноморского побережья Турции – восточнее Анталии, Белек, Сиде, Алания – территория равнинных песчаных пляжей. Это жаркое место, и если вы собираетесь в отпуск весной или осенью, то ехать имеет смысл именно сюда – вода в море здесь прогревается раньше и остывает позже, чем в других местах. А вот Кемер, расположенный к западу от Анталии, – зона галечных пляжей, маленьких заливчиков и бухточек, по которым плавают сотни яхт, реликтовых сосновых лесов и апельсиновых садов. Я лично не проводил никаких исследований, но считается, что большинство туристов приезжает именно в Кемер. Относительно недавно наша компания начала работать с новыми для себя курортами – Мармарисом и Бодрумом. Оба они находятся на побережье Эгейского моря, и Мармарис благодаря уникальному цвету морской воды получил название «Бирюзового побережья». Здесь буйная зелень, близко подходящие к морю горы, здесь находятся престижные яхт-клубы... Короче, пожарче или попрохладнее, посуше или повлажнее – выбрать можно. – А что касается цен? Имеет ли под собой почву распространенное мнение, что турецкие курорты делятся на дорогие и дешевые? – Да как сказать... Если смотреть на концентрацию так называемых элитных отелей, работающих по системе VIP-, MAX- и прочих добавочных inclusive, то – да: Белек получается самым дорогим курортом, потому что там таких отелей больше всего, а Алания, находящаяся далеко от аэропорта и в силу этого вынужденная держать низкие цены, – самым дешевым. Но на самом деле и недорогие трехзвездочные отели, и супер-пупер пятизвездочные можно найти везде – и в жарком Сиде, и в сверхпопулярном Кемере, и в престижном Мармарисе. А вот отели, работающие по очень популярной среди российских туристов системе all inclusive, равномерно распределены по всей курортной зоне. И среди них огромное множество именно трехзвездочных, то есть экономичных. – Да, но говорят, что в этом году цены на трехзвездочные отели здорово выросли по сравнению с прошлым летом? – Я бы так не сказал. Еще совсем недавно цены в стандартном турецком отеле были на уровне 30 у.е. за ночь при системе питания HB (полупансион). Теперь цена упала, да и большинство отелей перешли на систему all inclusive. В целях повышения привлекательности многие отели строят мини-аквапарки – водные горки, реконструируют и ремонтируют корпуса. При этом при общем повышении качества, цены не растут – конкуренцию направлений никто не отменял. Что же касается ситуации в этом году, то после введения новой европейской валюты цены на тот же отдых в Турции стали несколько выше. Как результат – немцев в Турции стало чуть меньше, соответственно, чуть снизились цены отелей для туристов из России. – Помимо климата и цен, на что еще, по вашему мнению, стоит обращать внимание при выборе конкретного курорта и отеля? Наш отпуск – это не только климат, отель, перелет. Огромное значение в такой стране, как Россия, имеет качество работы «сборочного цеха» – туроператора. Самые красивые отели и самая чудесная погода превратятся в ничто, если вас «забудут» или не встретят в аэропорту, если отель вас не заселит, а в конце отпуска самолет за вами не прилетит. Ваш успешный отпуск – это кропотливая работа десятков, а иногда и сотен людей, и от того, насколько они профессиональны, насколько выстроены технологии работы, зависит не только ваше настроение, но и ваша безопасность. Удивительно, но люди, которые придирчиво выбирают бытовую технику, готовы с завязанными глазами грузиться в транспортный самолет и жить в палатке около моря, приобретя путевку в агентстве «Пупкин-тур» у оператора «Халява-трэвел». Не торопитесь, соберите побольше информации о тех, кто предлагает вам – и это, к сожалению, очень часто, – кота в мешке. А кроме климата и цен, смотрите, что есть в отеле, чем вы будете заниматься на отдыхе, куда вы собираетесь поехать на экскурсии, удобно ли будет вашим детям. Или, может быть, пока их у вас нет – и вам нужны дискотеки и преимущественно ночной отдых? – Сегодняшние клиенты вашей фирмы выбирают хорошо известные, так сказать, насиженные курорты? Или готовы ездить в новые места, еще не приобретшие широкую популярность? – Наша статистика гласит, что большинство клиентов, ориентированных на Турцию, выбирают курорты, на которых уже побывали сами, или про которые много читали, или о которых хорошо отзывались их родственники и друзья. Хотя есть и такие, кто готов экспериментировать и ехать в неизведанное. Так что раскрутка новых курортных мест идет довольно трудно. Но, с другой стороны, что значит новые? Мармарис и Бодрум, на которые мы сделали ставку в прошлом году, новые лишь в том смысле, что раньше нас, россиян, там практически не было. А так это старые, хорошо известные в Европе курорты. И в России они рано или поздно наверняка встанут в один ряд с Анталией, Белеком и Кемером. – Как вы думаете, стопроцентно ли оправдывает Турция ожидания российских туристов? – Хороший вопрос. Чего мы ждем от отдыха? Во-первых, что технологически весь процесс будет организован идеально: самолет прилетит вовремя, в аэропорту встретят и довезут до отеля без проблем, номер будет именно таким, какой выбрали в Москве, и так далее. К сожалению, ситуация на российском туррынке такова, что фирмы вынуждены экономить. В итоге – старые, постоянно ломающиеся автобусы, непрофессиональные гиды, отельный overbooking и прочие неприятности, которые могут свести на нет все положительные моменты отдыха. Но, с другой стороны, иногда ожидания самих туристов изначально совершенно неоправданны. Скажем, начитавшись спецлитературы, человек составил мнение – что такое заграничный сервис, пятизвездочный отель, шведский стол и так далее. Плевать, что все это он читал, скажем, про Швейцарию или США, – те же самые представления он переносит на Турцию. И выражает крайнее неудовольствие, когда оказывается, что пять звезд в Турции – не то же самое, что на Багамах, что в море могут быть медузы, что ему, отдыхающему по системе all inclusive, подают спиртные напитки только местного производства... У нас до сих пор бытует мнение, что заграница – это другой мир, непременно более роскошный и организованный, чем наш собственный. А ведь, если разобраться, Турция – государство беднее России. И если у нас есть, скажем, проблемы с отельным сервисом или с организацией дорожного движения, то почему их не может быть в Турции? Одним словом, не стоит ждать того, чего страна, в данном случае Турция, просто не может предоставить. Я подчеркиваю: не не хочет, а не может. – Знаете, а ведь очень многие считают, что именно не хочет. И именно россиянам, потому что немцам или англичанам предоставляет в полной мере... – Да, и я неоднократно слышал, что отношение к русским и к западным европейцам в Турции разное. Но тут сложно сказать, кто больше виноват в формировании такого стереотипа. Рискну предположить, что больше все-таки мы. Мне кажется, что к нам, к большинству из нас, весьма применимо выражение «из грязи в князи». Пусть никто не обижается, но это правда. Знаете, в Испании в свое время русских называли перуанцами. Не в смысле жителями Перу: перуанец – это человек, разбогатевший на перуанском золоте, то есть нувориш, заработавший легкие деньги, тратящий их направо-налево и ведущий себя соответственно. Тетя из Новопуперска, впервые в жизни приехавшая в Испанию, или на Кипр, или в Турцию, считает, что ее, заплатившую за отдых деньги, все обязаны понимать с полуслова и выполнять все ее прихоти. И малейшее расхождение с этим ее «считанием» приводит к истерикам, скандалам и воплям «да как вы смеете!». Да, кто—то из персонала отеля понимает, что тетя из Новопуперска – еще не весь народ. А кто—то – нет, и переносит свое отношение к отдельно взятой тете на всех россиян. К тому же, если говорить честно, разве большинство россиян сами не считают персонал турецких отелей некими «людьми второго сорта»? Разве сами мы не больны шовинизмом, национализмом и прочими «измами»? Разве не ведем себя по принципу «после нас хоть потоп»? Сейчас у россиян есть деньги, чтобы ездить отдыхать за границу. Хорошо бы, чтобы вдобавок к большим деньгам появилась и высокая культура поведения. Может, тогда и проблемы, возникающие у наших соотечественников в Турции, в Испании, в Прибалтике, да где угодно, – решатся сами собой. //туризм --------------------- Американцы вводят уравниловку Андрей ГОРЕЛИК (N20 от 11.06.2002) ПОЭТОМУ ПОЛУЧИТЬ «ГРИНКАРТУ» СТАНЕТ СЛОЖНЕЕ Получить американский вид на жительство – green card – это не просто и не быстро. Один из самых популярных способов – спонсорство работодателя. И вот министерство труда США опубликовало проект коренной реформы процедуры «трудовой сертификации» – первого шага к получению «рабочей» «гринкарты». Предлагаемые перемены затронут интересы очень многих из тех, кто живет в США по рабочей визе Н-1В и хочет получить более постоянный статус, а также, конечно, тех, кто только вознамерился вступить на путь эмиграции, начав с поиска работы в Америке. Смысл трудовой сертификации состоит в доказательстве того, что на должность соискателя «гринкарты» не претендуют американские граждане и постоянные жители. Ключевая интрига нынешней процедуры в том, что работодатель пытается найти на рассматриваемую должность американского работника – и, к счастью для соискателя «гринкарты», такового не находит. Этот процесс тщательно контролируется федеральным министерством труда и аналогичными органами штата: работодатель должен письменно отчитываться о каждом американском претенденте на должность, которому было отказано. Процедура может тянуться год, а то и много дольше (в Нью-Йорке – до четырех лет). А поскольку рабочая виза типа H-1B имеет лимит 6 лет, часто этот способ получения «гринкарты» становится малореальным. Для сокращения этих сроков когда-то была введена ускоренная процедура – «сокращенный найм». Те фирмы, которые последние полгода активно искали работника на вакантную должность, но по объективным причинам были вынуждены отказать нескольким претендентам, могут предъявить проверяющим органам документацию о фактах безуспешного набора и получить право принять на работу иностранца. И хотя, увы, ускоренная процедура не оказалась скорой (в Нью-Йорке она занимает год), многие иммигранты успешно ею пользовались и значительно быстрее получали «гринкарты». Теперь министерство труда предлагает провести революцию – выполнять подавляющее большинство заявок за 21 день! Власти штата фактически исключаются из игры – они больше не будут никого контролировать, им поручается только определять среднюю зарплату для рассматриваемой должности. Система основана на честности работодателей – им предстоит проводить набор сотрудников самостоятельно. Никаких подтверждающих документов в минтруда представлять не придется – работодателю поверят на слово. Специальная компьютерная система обработает заявки, по определенным признакам выявит «подозрительные» и путем случайной выборки назначит некоторые заявки на прохождение ручной проверки. Понятно, что ручная проверка займет гораздо больше обещанных трех недель. В способности министерства труда организовать эффективную обработку трудовых сертификаций сомневаться не приходится – смогли же они ускорить обработку «заявления об условиях труда» (документа, необходимого для получения H-1B и отдаленно напоминающего трудовую сертификацию, но существенно упрощенную) с нескольких недель до 48 часов. Так что же, всем обладателям рабочих виз пришло время радоваться и со дня на день ждать «гринкарты»? Увы, министерство труда умудрилось добавить изрядную порцию дегтя в бочку меда. Новый проект, изложенный на сорока страницах, содержит много мелких (и не очень мелких) ужесточений существующих требований. Существенное осложнение – отмена понятия «производственной необходимости». По нынешним правилам, работодатель может – при наличии этой самой производственной необходимости – предъявлять к претендентам на должность специфические требования, превышающие «нормальные» (например, можно затребовать очень большой стаж или, как рассказала в «i» № 18 американский иммиграционный адвокат, в крайнем случае потребовать знания русского языка). Теперь минтруда собирается все это запретить. Требования к должности не смогут превышать некоего стандарта, определенного в собственном же, министерском, классификаторе. Во многих случаях единственным допустимым требованием к претендентам оказывается продолжительность учебы и трудовой стаж. Министерство не скрывает мотивов этих нововведений. Бюрократы считают, что работодатели часто манипулируют требованиями к должностям – чтобы им удовлетворял единственно претендент на «гринкарту». А тот очевидный факт, что работодатели не стали бы ждать несколько лет, прилагать усилия и тратить деньги на адвокатов, если бы легко и просто могли найти себе «американского работника», – это им и в голову не приходит. В результате немыслимая при рыночной экономике вещь – государство собирается диктовать работодателям, какие требования они должны предъявлять к своим работникам. Большинство прочих ужесточений представляются вариациями на эту же тему. Например, соискателю «гринкарты» нельзя будет использовать в заявке свой опыт работы на нынешнего работодателя. Небольшое, на первый взгляд, изменение больно ударит по многим. До последнего времени была типичной такая ситуация: консалтинговые конторы привозили в Америку иностранцев по рабочим визам и перепродавали их другим фирмам – своим клиентам. (Эти конторы в народе получили название «бодишопы».) Когда же купившая работника фирма подавала заявление на сертификацию труда, она указывала трудовой стаж, «заработанный» иностранцем за то время, пока он числился за бодишопом. Теперь это будет невозможно. И наоборот, нельзя будет использовать свой трудовой опыт в других фирмах, если ты работал там на других должностях. Еще один пример типично бюрократического подхода: простая разница в названии должностей, сколь бы близки они ни были по сути, оказывается роковой. Или такой пункт, который был бы смешон, если бы не предлагался всерьез: запрет на рассмотрение случаев, в которых иностранный работник оказывает непропорционально большое влияние на своего работодателя. Министерство считает ситуацию таковой, если иностранец является основателем компании, членом ее руководящего состава(!) или просто одним из небольшого числа работников(!!). Подведем итоги. Если проект примут, получить трудовую сертификацию можно будет несравнимо быстрее – и заметно сложнее. Более формальный подход министерства труда к должностным требованиям, а также приведенный выше пассаж о малом числе работников как об отягчающем обстоятельстве приведет к тому, что большим фирмам – структурам формализованным и бюрократизированным – будет легче удовлетворить требованиям трудовой сертификации. Впрочем, и сейчас, до введения новых порядков, удобнее иметь дело именно с крупными фирмами: они обладают правом пользоваться процедурой сокращенного найма. А вот начинающие и мелкие фирмы – не лучший двигатель на пути к «гринкарте». Из положительных аспектов можно выделить фактическое отсутствие контроля минтруда за попытками найма американских рабочих – именно это сейчас, во время непростой экономической ситуации, является для многих камнем преткновения. С другой стороны, контроля нет только до тех пор, пока компьютер не выбрал вас для аудита. Не исключено, однако, что проект не примут вовсе – по крайней мере в нынешнем виде. Во-первых, он затрагивает ряд политических проблем, таких, как уже отмеченная дискриминация малых бизнесов. Странно уже то, что такой документ вышел из—под пера республиканской администрации, и найдется немало политиков, которые захотят отметиться и пнуть новый проект. Во-вторых, на проект ополчились адвокаты. Влиятельная Американская ассоциация иммиграционных адвокатов намерена направить в минтруда протест. По словам адвоката Гарри Эндельмана, «лишив работодателей возможности конкурировать на рынке глобальной экономики, министерство труда сослужило медвежью услугу тем американским работникам, которых оно стремится защитить». Эндельман считает, что, если проект вступит в силу, «честные работодатели будут вынуждены вообще отказаться от трудовой сертификации. И ею займутся бодишопы – они—то уж виртуозно ориентируются в хитрых постановлениях минтруда». И, конечно, сами адвокаты в этом случае тоже без работы не останутся. Министерство труда принимает отзывы на свое предложение до 5 июля. //эмиграция


Полезная информация:
- работа за границей
недвижимость за границей
- лечение за границей
- эмиграция и иммиграция
- образование за границей
- отдых за границей
- визы и загранпаспорта
международные авиабилеты


  Реклама на сайте

Вскрытие Сейфов и Замков


Перепечатка материалов возможна только при установке гиперссылки на сайт www.inostranets.ru
© iностранец, info@inostranets.ru