Текущий номер

Архивы номеров

LJ

Поиск по сайту

Редакция



бесплатный шуб-тур, шубтур в Грецию, купить шубу в Греции

  Полиграфическая помощь
  Автозапчасти

#22, 13 июня 2000 года. Содержание предыдущего номера...

NOT PARSED YET

Мой адрес - там, где работа Ирина МАК (N22 от 13.06.2000) Композитор Давид ТУХМАНОВ, десять лет назад уехавший из России, - вновь в Москве. Поводом для появления в Москве стало его участие в "Театре детской песни" - проекте, объединяющем пятерых известных композиторов и одного не менее знаменитого поэта на благодарном поприще создания музыки для детей. Работа над первой частью проекта - записью компакт-диска "О многих шестиногих" (12 песен на стихи Юрия Энтина), в которой приняли участие звезды российского театра и кино, - завершилась 6 июня. А 7 июня с композитором встретилась корреспондент "i" Ирина МАК. Банкет на шестнадцать персон Олег АНДРИЕВСКИЙ (N22 от 13.06.2000) Прошло уже три дня с того момента, когда на поле брюссельского стадиона "Король Бодуэн" был дан старт чемпионату Европы по футболу. Сыграны уже первые матчи. Россия, увы, не представлена на европейском футбольном форуме. Тем не менее чемпионат Европы остается одним из главных спортивных событий года. И вызывает огромный интерес не только в странах Старого Света, но и во всем мире. 1 ------------------- Мой адрес - там, где работа Ирина МАК (N22 от 13.06.2000) Композитор Давид ТУХМАНОВ, десять лет назад уехавший из России, - вновь в Москве. Поводом для появления в Москве стало его участие в "Театре детской песни" - проекте, объединяющем пятерых известных композиторов и одного не менее знаменитого поэта на благодарном поприще создания музыки для детей. Работа над первой частью проекта - записью компакт-диска "О многих шестиногих" (12 песен на стихи Юрия Энтина), в которой приняли участие звезды российского театра и кино, - завершилась 6 июня. А 7 июня с композитором встретилась корреспондент "i" Ирина МАК. - Давид Федорович, вас уговорил участвовать в этом действе ваш друг поэт Энтин? Ведь вы, кажется, - единственный из пятерки (Гладков, Рыбников, Крылатов, Шаинский, Тухманов), кто никогда не писал детской музыки... - У меня были попытки. Нечастые и случайные. А Юрий Энтин, с которым мы дружим тридцать лет и всегда хотели поработать вместе, - очень любит рассказывать, как он принес мне сказку "Голубой щенок" (в ту пору никто ничего плохого в таком названии не видел). И я написал к ней музыку. - Но в "Голубом щенке" же звучала не ваша музыка - а Гладкова, кажется. Энтин вас не оценил? - Нет, не он - худсовет объединения "Экран". Разругали и сказали, что Тухманова близко к детской музыке подпускать нельзя. В результате получилось хорошо и без меня. Можно утешаться тем, что главная тема оттуда - "Если всеми ты любим, быть неплохо голубым" - не умерла, а превратилась в песню "Как прекрасен этот мир". - Неужели и вы страдали от худсо- ветов? - Все страдали. Особенно начинающие авторы. Знаете, у нас в ту пору как титул был - "молодой композитор". Я очень долго ходил в "молодых". А потом как-то сразу, минуя зрелость, дожил до юбилея. - Ну, насчет титула вы скромничаете - перед отъездом вы были на нашей эстраде композитором номер один. Я помню, как пластинка "По волне моей памяти" произвела эффект разорвавшейся бомбы. - Но и вы не вспомните, что она никогда не звучала в эфире: был такой ярлык - аполитичность. - Вы хотите сказать, что это не "Мой адрес - Советский Союз"? - Так это же я на спор написал. Владимир Панченко - теперь он директор Госконцерта - утверждал, что шлягер на советскую тему сделать нельзя. А я сказал, что попробую. И выиграл коньяк. - Сейчас этот текст звучит странно. - И мне странно вспоминать, как люди серьезно, даже с увлечением пели его. Потом это назвали песней алимент- щика. - Меня всегда удивляло, что именно вы написали песню на такой текст - вы такой профи... - А что - это очень профессиональная работа. ДЕТСКАЯ МУЗЫКА - НЕ ПОВОД ДЛЯ ВОЗВРАЩЕНИЯ - Помнится, Исаак Стерн говорил, что не может, как Горовиц, исчезать со сцены - иначе публика его забудет. Вы исчезли на десять лет. Не страшно было возвращаться? - Я не уверен, что вообще хочу "камбэка" в марафон, свойственный миру поп-музыки, в спортивный ажиотаж, который раздувается теми, кто на нем зарабатывает. Существовать в этой сфере не очень удобно и приятно - но если ты занимаешься поп-музыкой, марафон так или иначе затягивает. - Когда вы уезжали из Союза, такого еще не было. - Но были все признаки. Помню, как ощущал беспокойство, если в обозримом будущем у меня не маячил следующий хит - только теперь я понимаю, насколько это хорошая практика. Доходило до того, что я сам себе наступал на пятки: не успевал "докрутить" один шлягер - и брался за следующий. В результате я сейчас обнаружил несколько вещей, которые оказались явно "недокрученными" хитами. - Вы собираетесь их "докручивать"? - Сейчас это в мою задачу не входит. Я знаю, что вышел из марафона и ничуть об этом не жалею. Видимо, это именно то, что мне было нужно. И если я возвращаюсь сюда с какими-то творческими планами - мне не обязательно заниматься тем же, чем тогда. Можно попробовать себя в чем-то новом. - В детском? - Да, хотя детская музыка - такая же, как и всякая другая. Просто у нее другие задачи и аудитория. И тот, кто ей занимается, должен нести другую ответственность - я все-таки считаю, что человек обязан отвечать за то, чем занимается. Хотя бы перед самим собой. - А что это за вещи, которые вы написали с Энтиным, и вообще, что это за проект вы с ним затеяли? - Мы написали несколько песенных циклов для детей. "О многих шестиногих" (его-то мы вчера и кончили записывать), "Ужастик-парк". Еще была "Игра в классики", в которой я выступил не столько в роли композитора, сколько в роли популяризатора классической музыки. Это была моя идея: аранжировать и исполнить с текстом, написанным специально на эту музыку, то, с чего дети начинают знакомство с классикой, - "Турецкий марш", "Танец маленьких лебедей", Pour Elise Бетховена. Надо было так адаптировать музыку, чтобы в нее уложились тексты. Энтин справился, по-моему, блестяще. Здесь и "Юмореска" Дворжака, и "Мелодия" Рубинштейна, и "Музыкальный момент" Шуберта. Когда слушаешь, кажется, что так было всегда. - "Игра в классики" существует в записи? - Только в виде демо (демонстрационной записи - И. М.). Мы записали ее с детским хором Попова. И сумели сохранить нотный текст - не изменено ни ноты. - То, что вы делаете, выйдет в виде компакт-дисков? - Не только. Издана первая книга с этими стихами - должны выйти еще. И обсуждаются видео-версии: скорее всего, эти небольшие клипы будут сниматься на Киностудии имени Горького. Я НЕ ДУМАЛ, ЧТО ЕДУ НАДОЛГО - В момент отъезда предполагали ли вы, чем будете там заниматься, насколько трудно будет там делать му- зыку? - Во-первых, я не думал, что задержусь в Германии. Но так распорядилась судьба. При этом я никогда не считал и не считаю себя эмигрантом. Я хотел поездить, посмотреть. Это был эффект железного занавеса, за которым мы провели большую часть своей жизни. И комплекс, от которого хотелось избавиться. Я стремился увидеть заграницу изнутри - и удровлетворил свое любопытство. - Вы занимались там музыкой? - Да, конечно. В самых различных ее проявлениях. От игры в ресторане до реставрации оперы. В ресторане я выступал, правда, всего раз пять: моя жена Люба, джазовая пианистка, работала тогда в ресторане, и вот, когда она болела, я ее заменял. - А опера? - Это была одна старинная опера Оффенбаха, недавно найденная. Я ее реставрировал, готовил к исполнению - ее спели по Westdeutsche Rundfunk в Кельне. Видите, это были совсем разные по характеру работы, малоинтересные в творческом смысле, но требующие определенного профессионализма. Хотя в последние годы я занялся серьезной музыкой - написал баллады на стихи Георга Кракля, австрийского поэта начала XX века. - Вы хорошо говорите по-немецки? - Говорю плохо. Но язык знаю. - Это был заказ? - Нет. Но баллады были исполнены. И если кто-то когда-то захочет их спеть, я буду рад. - Вы сочиняли прежде, в Союзе, серьезную музыку? - Нет. Только в ранние годы, а потом всю сознательную жизнь занимался песнями. И только теперь меня снова потянуло на серьезные вещи - слава Богу, это не связано с коммерцией. И в этом есть самое дорогое - свобода. - Неужели заказ - всегда плохо? Я помню, как у Софьи Губайдуллиной спросили, любит ли она писать на заказ. "Очень", - призналась она, - "так я точно знаю, что это исполнят". - Я вам могу сказать то же самое. Но заказ заказу рознь. Хотя люди любят, когда при них говорят о вдохновении - предпочитая не думать о том, что музыкант работает за деньги. - Оплаченное вдохновение - оно всегда лучше... - Дело в том, что когда есть заказ и установлены сроки, человек старается выполнить все как можно добросовестнее. Ему самому этого хочется. А когда есть желание, включаются все ресурсы - вдохновение, профессионализм... Заказ - стимул. Хотя, разумеется, не гарантия высокого искусства. - Музыкант, занимающийся серьезной музыкой, может жить и творить где угодно. Живет же православный эстонец Арво Пярт в той же Германии и пишет замечательную музыку, которую там же и исполняют. С автором шлягеров - иное дело. - Конечно, наша отечественная эстрада нигде за границей - ни в Германии, ни в Соединенных Штатах - не интересна. И не потому, что хуже. Просто она вне индустрии жанра. Без правильного "дистрибьюшн" ни одна песня вообще нигде никому не нужна. Нужны инвестиции для рекламы произведения, раскрутки артиста - это коммерческое искусство, которое не может существовать дома или в кругу знакомых. Российские эстрадные артисты, которые приезжают за границу на гастроли, выступают исключительно перед диаспорой. Русскоязычная публика, выросшая на советских песнях, любит Ротару и Лещенко, и хочет слушать именно их. - Но вы пытались там выступать? - Только тогда, в ресторане, вместо Любы. - Вы познакомились с вашей женой в Германии? - Да, вскоре после моего приезда. Она к тому времени жила там уже много лет и была состоявшимся музыкантом. - Она гражданка Германии? - Нет, Израиля - уехала туда еще в 1972 году. Через три года оказалась в Бельгии, потом - в Германии. - В Германии ваша жена много выступала? - И не только в Германии - в Бельгии, Голландии. В этих странах джаз очень популярен, и Люба работала со многими музыкантами - немецкими, голландскими, американскими. Играла в джазовых клубах, которых в Германии много. - В Германии можно этим прокормиться? - Джаз не приносит больших денег - круг джазовых меломанов постоянен и не слишком велик. Но в Германии любой человек, занимающийся музыкой, может иметь свою аудиторию. Пусть небольшую, но способную его прокормить. - Сейчас ваша жена работает? - Слава Богу, нет. - Значит, у вас появилась возможность отдыхать? - Отдыхаем мы в Израиле. Почти каждый год. У Любы там дом между Иерусалимом и Тель-Авивом: мы прилетаем, берем машину и ездим к друзьям. - У вас есть в Израиле свои любимые места? - Окрестности Иерусалима. По-моему, это самое красивое, что есть в Израиле. СЕРЬЕЗНЫЙ МЮЗИКЛ - КОМИЧЕСКАЯ ОПЕРА - Когда-то вы с Энтиным сочинили "Багдадского вора" - мюзикл, с успехом шедший на сцене "Сатирикона" - Второй мюзикл мы закончили тоже давно, в 1990 году, еще перед моим отъездом - "Вечер в Копенгагене". Это пьеса, написанная на основе "Мандата" и "Самоубийцы" Николая Эрдмана. Пока писали, тема казалась злободневной - потом думали, что это уже никому не интересно. Кто мог тогда предположить, что все это снова окажется актуальным. - И теперь вы собираетесь ее ставить? Где? Вообще, где у нас можно ставить мюзикл? - Если вы имеете ввиду большие дорогие шоу - я тоже не понимаю, где их ставят. Но с пьесой по Эрдману - другая ситуация: она вполне может быть исполнена в драматическом театре, силами драматических актеров. Я бы назвал ее не мюзиклом, а комической оперой. Впрочем, пока мы не будет ее ставить - над ней еще надо поработать. - Но если говорить о жанре в целом - вам он интересен? - Первое увлечение мюзиклом я прошел в 70-х. Тогда мы мечтали создать что-то такое... Теперь это пошло на спад. И я думаю, настоящих мюзиклов в мире очень мало. Всюду мусолят одни и те же, из года в год - потому что иначе на них не заработать. Слишком дорого обходится постановка. - Неужели люди из года в год покупают бешено дорогие билеты на одни и те же спектакли, которые идут на одних и тех же сценах годами, не понимая, насколько эта музыка вторична и насколько содрана со знаменитых первоисточников? - Для них это вопрос престижа, а не вкуса. ЧЕГО У НАС НЕТ И ЧТО У НАС ЕСТЬ - Как вы нашли Москву по возвращении? Чего у нас нет? - Я обнаружил, что в России отсутствуют крупные музыкальные фирмы, которые занимались бы звукозаписью, изданием, продюссированием. Которые вкладывали бы деньги в развитие музыкальной культуры и музыкального образования в этой стране. Это как в науке, у которой нет будущего без дорогостоящих фундаментальных исследований. Там ясно, что это катастрофа. А в искусстве - нет. Образовательный ценз может упасть настолько, что потом его невозможно будет поднять в течение десятилетий. - Вам кажется, что этот ценз уже упал? - Скорее всего, да. Люди, которые занимаются музыкой профессионально сейчас, могут уйти из этой области. И тогда не останется профессионалов, которые должны делать культуру - любую, в том числе и массовую. Вон, три тенора голосят на стадионах - это издержки профессиональной массовой культуры. Народ на это идет. Потому что люди хотят слушать красивые мелодии, а тут выясняется, что в классике их много. И потому что Паваротти - выдающийся тенор, может быть, лучший. У нас, кстати, происходит тоже самое. Обратите внимание на успех этого молодого певца - я забыл его имя, Николай Басков, кажется. Речь не о том, хорошо это или плохо, - я имею в виду причину его успеха: народ клюет на хорошие вокальные данные и красивую музыку. Ничего плохого в этом нет. - Вы давно обитаете в Москве? - Это случилось постепенно. Сначала бывал наездами, потом все чаще и чаще. Потом потребовалось, чтобы я здесь работал. Сегодня ясно одно: жить надо там, где есть работа. Тухманов Давид Федорович Композитор, член Союза композиторов России. Родился в 1940 году в Москве, в 1963 году закончил институт имени Гнесиных по классу композиции. В 70-е - 80-е годы выпустил ряд дисков, среди которых был культовый альбом "По волне моей памяти". Среди наиболее популярных песен Тухманова - "День Победы", "Последняя электричка", "Белый танец", "Эти глаза напротив", "Так не должно быть", "Как прекрасен этот мир". Создатель и худрук рок-групппы "Москва" (1981-1982 годы) и ВИА "Электроклуб" (1986-1988). Автор музыки для театра, кино и ТВ: "Маленькие трагедии большого дома" (Театр Сатиры), "Следствие ведут знатоки" (Гостелерадио), "Остров погибших кораблей" и др. Вместе с поэтом Юрием Энтиным - автор мюзиклов "Багдадский вор" (шел в московском театре "Сатирикон" в течение семи лет) и "Вечер в Копенгагене". Заслуженный деятель искусств России, Лауреат премии Ленинского комсомола - Российского и Московского. /Разговоры/ ------------------ Банкет на шестнадцать персон Олег АНДРИЕВСКИЙ (N22 от 13.06.2000) Прошло уже три дня с того момента, когда на поле брюссельского стадиона "Король Бодуэн" был дан старт чемпионату Европы по футболу. Сыграны уже первые матчи. Россия, увы, не представлена на европейском футбольном форуме. Тем не менее чемпионат Европы остается одним из главных спортивных событий года. И вызывает огромный интерес не только в странах Старого Света, но и во всем мире. Наша страна не исключение. Миллионы россиян в ближайшие три недели станут следить за ходом борьбы на бельгийских и голландских стадионах. Почти все уже определились в своих симпатиях и будут поддерживать "свою" команду: одним нравятся родоночальники футбола - англичане, другие предвкушают зрелище от виртуозной игры испанцев, а третьи будут рвать глотку за "братьев-югославов". А вот что можно ожидать от каждой сборной - участницы футбольного праздника? Почти любой чемпионат Европы приносит с собой что-нибудь новенькое. Особенность нынешнего турнира в том, что он впервые пройдет сразу в двух странах - в Бельгии и Нидерландах. Необычная и довольно привлекательная идея, однако, с самого начала несла с собой некоторые проблемы. Довольно долго обсуждалось, как распределить между собой два главных матча, собирающих наибольшую телеаудиторию, - матч открытия и финальный. В результате более престижный финальный матч был отдан голландцам, а бельгийцам пришлось довольствоваться стартовой встречей. Вторая проблема - наличие двух стран-хозяек подразумевало автоматическое предоставление им мест в финальном турнире без отборочных матчей. Зато действующий чемпион Европы - сборная Германии - был лишен привилегий и боролся в групповом турнире наравне с остальными. Третья сложность была создана организаторами официальной страницы первенства в сети Интернет - Euro-2000. Авторы сайта учли все, кроме одной существенной детали. Страница дублировалась на пяти языках - английском, французском, немецком, испанском и итальянском. А где же голландский язык, на котором говорит население Нидерландов и половины Бельгии - фламандцы? Особенно обиделись фламандцы, которых поставили в неравноправное положение с другой общиной Бельгии - франкоязычными валлонами. Но все проблемы благополучно решились и не помешали двум хозяевам и 14 приглашенным гостям принять участие в банкете на 16 персон. Все 16 участников чемпионата рассажены за четыре стола - отборочные группы. Первую группу, в которую входят сборные Англии, Германии, Португалии и Румынии, многие специалисты называют "группой смерти". Действительно, бои предстоят нешуточные. Все четыре команды претендуют на дальнейшее продолжение борьбы. А компания и в самом деле подобралась весьма занятная. Во-первых, продолжат выяснение отношений сборные Англии и Германии. Четыре года назад на чемпионате Европы именно немцы преградили англичанам дорогу в финал. Теперь у родоначальников футбола есть хорошая возможность вернуть должок. Сборная Германии приедет на первенство в качестве действующего чемпиона Европы. Однако в возможность подтверждения немцами чемпионского титула мало кто верит. Даже в Германии. Уж больно неубедительно выглядела команда Эриха Риббека накануне чемпионата. Казалось, что в Германии повторится наша история 1986 года, когда за считанные недели до старта мирового первенства в Мексике в сборной СССР поменялся тренер. В Германии случилось нечто подобное. Правда, сам Риббек устоял на своем посту, однако его главный помощник Ули Штилике был вынужден уступить свое место Хорсту Хрубешу. Германская команда возрастная, на первых ролях у нее в основном те же люди, что принесли победу в Англии четыре года назад. Правда, многих героев прошлого чемпионата уже нет в составе немецкой сборной. А заменившие их заметно уступают своим предшественникам. Да и боевой настрой, всегда присущий немецкой команде, куда-то испарился. Полузащитник Йенс Йеримис считает, что сборной Германии ничего не светит на чемпионате Европы. Да что там Йеремис. Сам великий Франц Беккенбауэр придерживается того же мнения. Справедливости ради скажем, что чуть позже Кайзер Франц признал, что несколько погорячился, и отвел сборной Германии место в четверке. Но не более. И только Пеле предсказывает немцам первое место. Впрочем, король футбола щедр на всяческие прогнозы, которые имеют обыкновение не сбываться. У англичан тоже проблем немало. Травмы вывели из команды нескольких ключевых игроков. Да и сама игра команды Кевина Кигана внушает оптимизм разве что собственному тренеру. Один из самых авторитетных тренеров Европы Алекс Фергюсон (наставник чемпиона Англии - клуба "Манчестер Юнайтед") отдает предпочтение французам. О шансах англичан сэр Александр тактично умалчивает. Впрочем, Фергюсон - шотландец, а именно англичане не пустили шотландцев на чемпионат Европы. Третий участник группы А - сборная Португалии - команда, состоящая из прекрасных, техничных футболистов. Однако насколько искусны португальцы на зеленых полях, настолько они не стойки психологически. Зачастую команда, обладающая огромным потенциалом, проигрывает встречи задолго до выхода на матч. Если же непредсказуемая португальская сборная таки поймает кураж, то она может высоко взлететь. Румынская сборная переживает смену поколений. Для многих высококлассных, но "возрастных" румынских игроков (Хаджи, Белодедичи) нынешний чемпионат - последнее крупное состязание, и они попытаются оставить о себе громкую память. Вряд ли румынская команда может претендовать на высокие места, но повлиять на распределение мест румыны вполне способны. Хозяевам турнира - бельгийской сборной - словно по блату досталась не самая сложная группа В (Бельгия, Италия, Швеция, Турция). Но даже родные стены и относительная легкость группы не позволяют бельгийцам считаться фаворитами турнира. Шансы "красных дьяволов" оценивают не очень высоко. Зато итальянцев многие видят на самых высоких местах. Даже с учетом того, что тренер Дино Дзофф собрал под знамена итальянской сборной не всех сильнейших игроков. Кто-то - например, нападающий Вьери и вратарь Буффон - получил травмы. Другие же просто не были приглашены в команду - Пануччи, Дино Баджо, Перуцци, Симоне Индзаги. Сам же Дино Дзофф куда скромнее оценивает шансы "скуадры адзурры". "Наша цель - полуфинал. А там - поглядим. Может, ухватимся и за более почетное место" - считает прославленный в прошлом итальянский вратарь. Сборная Швеции уверенно выиграла отборочный турнир, опередив англичан и пропустив всего один мяч. Конечно, игра от обороны, сторонником которой является тренер "Тре Крунур" Томми Седерберг, не всем по вкусу. Но вкусы - дело частное, а первичное в футболе - результат. А его шведы умеют обеспечивать. Прогресс турецкого футбола - очевиден. Что и подтвердила победа "Галатасарая" в Кубке УЕФА в мае этого года. Теперь слово - за сборной Турции, основу которой составляют герои стамбульского клуба. Турки везут на чемпионат превосходную команду, главными действующими лицами которой являются вратарь Рюшту Речбер и грозный бомбардир Хакан Шукюр. Кроме своих звезд, сборная Турции доставит в спокойные Бельгию и Голландию армию своих воинственных болельщиков, чем сильно прибавит хлопот полиции. Что касается прогнозов, то большинство их сводится к тому, что итальянцы выйдут из группы непременно. Шансы остальных трех команд представляются примерно равными. В группе С (Норвегия, Словения, Испания, Югославия) явные фавориты - испанцы. Уж очень впечатляющим выглядело их выступление в отборочном турнире. После досадной осечки на Кипре последовали смена тренера (команду возглавил Хосе Антонио Камачо) и серия ярких побед. Но отборочный цикл позади, и все нужно начинать с нуля. Испанцев видят в числе главных претендентов на победу в чемпионате многие авторитетные специалисты, в том числе Константин Бесков и Вагиз Хидиятуллин. Но из стана испанцев доносятся не самые обнадеживающие для их сторонников известия. Не попал в сборную нападающий мадридского "Реала" Фернандо Морьентес, травма не позволит сыграть одному из лидеров "Барселоны" Луису Энрике. Но больше всего беспокоит Хосе Антонио Камачо состояние здоровья главной надежды Испании - форварда королевского клуба Рауля Гонсалеса, который пока не может тренироваться. Группа С примечательна еще и тем, что в ней выступают будущие соперники россиян по отборочному турниру чемпионата мира 2002 года - две балканские команды Югославии и Словении. Словенцам оказалась по зубам обидевшая нашу сборную команда Украины, однако вряд ли стоит ожидать от них сюрпризов на Евро-2000. Само попадание в финальную часть - большой успех команды, руководимой молодым тренером Сречко Катанецом. Цели патриарха европейского тренерского корпуса 69-летнего югослава Вуядина Бошкова простираются куда дальше. Команда Югославии постоянно в центре всяческих неурядиц, в основном имеющих политические корни. Команду хотели исключить из числа 16 финалистов, лишили возможностей проводить товарищеские матчи в Европе. Пришлось "югам" отправиться в турне по Юго-Восточной Азии. Однако подбор первоклассных исполнителей и спортивная злость югославов могут поднять их команду очень высоко. И немало обозревателей в Италии и Испании, странах, где играют ведущие футболисты сборной Югославии, считают команду Бошкова "теневым фаворитом". А вот норвежцев почему-то всерьез мало кто воспринимает. Может быть, причина в травмах нескольких ведущих футболистов - Ронни Йонсена, Эрика Хофтуна и Эйвинда Леонардсена. Но недооценивать норвежцев не стоит. Большинство команды Нильса-Йохана Семба составляют опытные, квалифицированные футболисты, играющие преимущественно в сильных английских клубах. Вот мы и добрались до группы D, где собраны, может быть, главные претенденты на победу - сборные Франции - чемпионы мира, и Нидерландов - хозяева чемпионата. Главный тренер сборной России Олег Романцев считает голландцев основными фаворитами. И небезосновательно. Дело даже не в факторе своего поля. Хотя и он имеет не последнее значение - вспомните чемпионат мира во Франции. Молодой тренер Франк Рийкаард смог собрать самую мощную атаку в Европе. Даже травма сверхрезультативного Руда ван Нистелроэя и отчисление другого бомбардира Джеррела Флойда Хасселбайнка не ослабили атакующую мощь "оранжевых". Патрик Клюйверт, Деннис Бергкамп, Пьер ван Хоэйдонк, Рой Макай - такой линии атаки позавидует любой тренер. Подстать нападающим сверхубедительно выглядит средняя линия голландцев - Марк Овермарс, Кларенс Зеедорф, Эдгар Давидс, Филип Коку, Баудевейн Зенден, Роналд Де Бур, Арон Винтер, Джованни ван Бронкхорст - игроки, не нуждающиеся в дополнительных рекомендациях. Франк Рийкаард может как угодно комбинировать с полузащитниками, составляя сочетания на все случаи жизни. Гораздо хуже обстоят дела в обороне, традиционно тонком месте голландской команды. Почти два года сборная Голландии играла только в товарищеских матчах, причем не очень впечатляюще. Лишь накануне чемпионата к команде Франка Рийкаарда пришли победы. Однако домашние условия могут сослужить сборной Нидерландов и плохую службу. Опыт последних крупных соревнований говорит, что в родных стенах чемпионами становятся только французы. Состав чемпионов мира за два года не претерпел значительных изменений. Главные перемены - в тренерском корпусе. Тренера-победителя Эме Жаке сменил Роже Лемерр. А при нем игра трехцветных несколько поблекла. Французы с большим трудом преодолели отборочный барьер. Тем не менее очень многие именитые эксперты отдают предпочтение именно им. Алекс Фергюсон, например. Не говоря уже о Мишеле Платини. В букмекерских конторах шансы сборной Франции котируются наравне с испанской сборной. Впереди только голландцы. Но, говоря о группе D, нельзя забыть о сборной Чехии, прошедшей весь турнир без единой потери. Четыре года назад чехов никто не принимал всерьез, редко кто предсказывал им выход из группы. А они взяли да добрались до финала, где лишь в дополнительное время уступили немцам. Почему бы чехам не повторить успех четырехлетней давности? В составе чехов играет один из самых колоритных футболистов Европы - самый высокий полевой игрок континента Ян Коллер, чей рост составляет 202 сантиметра. Несмотря на огромные размеры, Коллер быстр и расторопен, а хорошо играть головой его комплекция обязывает. Возможно, чешский исполин станет одним из главных открытий чемпионата. Ну, а от чемпиона Европы 1992 года сборной Дании высоких результатов не ждут. Тем более, что завершил карьеру основной датский футболист Бриан Лаудруп, а годом раньше оставил футбол его старший брат Микаэль. Конечно, один из сильнейших вратарей последнего времени Петер Шмайхель мастерства не растерял: все также хорош и надежен в воротах, как и в былые годы. Но его мастерства может оказаться недостаточно: соперники у датчан очень и очень серьезные. Делать окончательные прогнозы, пожалуй, рано. Пусть все команды выйдут на поле, покажут себя в групповых соревнованиях, а там уже станем и предсказаниями заниматься. А сейчас вполне уверенно можно предугадать одно: турнир, который пройдет в Бельгии и Нидерландах, ни при какой погоде футбольных болельщиков не разочарует. /Футбол/


Полезная информация:
- работа за границей
недвижимость за границей
- лечение за границей
- эмиграция и иммиграция
- образование за границей
- отдых за границей
- визы и загранпаспорта
международные авиабилеты


  Реклама на сайте

Вскрытие Сейфов и Замков


Перепечатка материалов возможна только при установке гиперссылки на сайт www.inostranets.ru
© iностранец, info@inostranets.ru