|
|
|
18+ |
|
|
|
|
|
Послушание – это добродетель или порок?» Образование » 12 августа 1998 В 1993 году Россия и Япония подписали соглашение о краткосрочных школьных обменах. С тех пор дважды группы наших школьников побывали в Японии, а японских – в Москве. Чему же учат в Стране восходящего солнца? О том, что представляет собой японская средняя школа сейчас и как она реформируется, рассказывает преподаватель Института стран Азии и Африки Юлия БОЯРЧУК, недавно побывавшая в Японии на стажировке. Закон об обязательном начальном образовании в Японии приняли в 1886 году. Государственные школы устроили по европейскому образцу. Престиж образования поддерживался просто: школьный учитель в Японии всегда получал – и получает сейчас – более высокую зарплату, чем любой другой государственный служащий того же ранга. С 1945 по 1952 год под присмотром оккупационных властей провели реформу школы. С тех пор японское среднее образование копирует американскую модель: 6 лет начальной школы (обязательное бесплатное образование), затем 3 года – средняя школа, I ступень (тоже обязательно и бесплатно) и, наконец, ещё 3 года – средняя школа, II ступень (необязательная, платная, с профессиональной ориентацией). В обязательной девятилетке японец получает примерно те же знания по математике, естествознанию, всемирной истории и т. п., что и его американский или европейский ровесник. Хоть учат детей японцы по американской модели, но воспитывают на свой манер. Когда американские специалисты по образованию в 1945 году ознакомились с уникальным, только в Японии существующим школьным предметом под названием «мораль», они потребовали изъять его из программы: усмотрели в нем милитаристскую и шовинистическую пропаганду. Как только контроль США был отменен, курс «моральное воспитание» вернулся в школы. Задача курса – воспитать в питомцах трудолюбие, уважение к человеческому достоинству, стремление к культуре, научить заботиться о собственном здоровье (японцы считают, что не заботиться о здоровье – аморально) и – самое главное – приучить к хвалёной японской дисциплине. А всего только в начальной школе дети проходят 28 разделов морального воспитания. Ещё одно средство воспитания в японской начальной школе – дневник-переговорник: в него ежедневно родители записывают, как ребенок вёл себя дома, а учитель – тоже каждый день – про поведение и успехи в школе. Мало этого, ученик ведёт ещё и свой дневник: записывает все свои проступки и даёт им оценку, а учитель раз в неделю этот дневник проверяет. Получается, что японская государственная школа готовит трудолюбивых, образованных, дисциплинированных и вежливых членов общества. Стало быть – всё хорошо? Не совсем так. В 1984 году премьер-министр Японии Ясухиро Накасонэ объявил о создании Временного комитета по реформированию образования. Комитет доложил, что, во-первых, среди японцев растёт тяга к интернациональному образованию. Во-вторых, Япония, как ни странно, отстаёт даже от гораздо менее развитых стран в компьютеризации обучения. И, наконец, чрезмерное послушание учащихся, которого добивается изо всех сил государственная школьная система, тормозит развитие их способностей, давит инициативу. В результате состоятельные японцы предпочитают отправлять детей учиться за границу. За три года работы Временный комитет сформулировал основные принципы реформы: максимальное внимание к индивидуальности, непрерывное образование на протяжении всей активной жизни человека, приведение программ средней школы в соответствие с новыми реалиями – повсеместной компьютеризацией, информатизацией и интернационализацией современной жизни. Реформа проводится поэтапно, и уже в начале нового тысячелетия мир увидит её первые результаты. «i» Предыдущая статья:
|
|
Архив Рубрики Пульс Редакция Реклама Вакансии [1] Связаться с нами
|
|
© «iностранец» 1993 – |
Распространяется бесплатно | Условия предоставления информации и ответственность |
|
Учредитель: «Универсал Пресс»
Свидетельство о регистрации СМИ №01098 выдано Государственным комитетом Российской Федерации по печати (Роскомпечать).
|
|