|
|
18+ |
|
iностранец #7 ( ), 25 февраля 1998 года. » к содержанию номера Сеть агентов растет, главное - в ней не запутаться» Образование » 25 февраля 1998 В последнее время в российском образовательном бизнесе произошло сразу несколько важных событий. Важных и для тех, кто этим бизнесом занимается, и для тех, кто ездит (или собирается поехать) учиться - языкам или профессии - за границу. Сначала Национальная ассоциация образовательных центров "Обучение за рубежом" совместно с подобными организациями из других стран организовала Международную федерацию образовательных консультантов (FILC). А совсем недавно объединилась с другой российской ассоциацией - Русской национальной студенческой туристической. Новое объединение получило невероятно длинное название: Национальная ассоциация образовательных молодежных и студенческих туристических организаций. Какая от всего этого польза нашему читателю? По идее, должна быть самая прямая. Ассоциация должна выступать гарантом качества зарубежных образовательных программ и услуг по отправке на них. Она же может поставить заслон жуликам и непрофессионалам, как местным, так и зарубежным. Но это в идеале. Пока же она может только ручаться за своих членов. Проще говоря, если вы решили поехать на курсы английского в Англию и обратились в одну из фирм, входящих в ассоциацию, можно гарантировать, что вас не обманут. Новые русские агентыСейчас на российском рынке работает более 200 фирм, отправляющих на учебу за границу, большинство из них - в Москве. Информации о языковых и профессиональных курсах, школах и университетах, безусловно, стало больше. Но нельзя сказать, что сам образовательный рынок у нас стал исключительно цивилизованным и профессиональным. По-настоящему серьезных и надежных образовательных агентств не больше 20. Как правило, все они имеют значительный для России стаж (5-6 лет) и все это время занимались только образованием за рубежом. Это два важных критерия при выборе фирмы-посредника, но далеко не единственные, а иногда и совсем не определяющие. Профессионализм и надежность складываются из многих составляющих: насколько хорошо сотрудники фирмы владеют информацией и могут ли они ответить на "неожиданные вопросы" клиента, какие услуги предоставляет фирма и за что несет ответственность, может ли она поручиться за своих зарубежных партнеров и так далее. Однако до таких нюансов доходят пока еще очень редкие клиенты, в основном опытные - те, кто уже ездил учиться за границу и пользовался услугами образовательных агентов. По оценкам фирм, таких клиентов в среднем 10-15%. Большинство же имеет очень слабое представление как о возможностях и особенностях образования за рубежом, так и о технологии попадания в заграничные учебные заведения. А слово "агент" вообще вызывает вполне определенные ассоциации. Причем не только у нас. Помню, как-то раз мы с подругой, работающей в московской образовательной фирме, путешествовали по Ирландии. В Дублине остановились на несколько дней в семье - ее нам подобрал знакомый из одного ирландского учебного центра, специально чтобы продемонстрировать гостеприимство и радушие ирландцев. Хозяева нас встретили как-то настороженно - на открытых и добродушных ирландцев было непохоже. Наконец как-то за завтраком хозяйка осмелилась осторожно спросить, чем мы занимаемся. Подруга начала рассказывать о своей работе, и тут-то и выяснилось, в чем дело. Оказывается, хозяевам позвонили из учебного центра и сказали примерно следующее: "К вам едут агенты из России". Никаких других агентов, кроме агентов КГБ, по их мнению, в России не бывает, вот они и переполошились. Пришлось объяснять, что агентами называются представители учебных заведений за рубежом. Итак, образовательный агент (или агентство) - это связующее звено между заграничной школой или университетом и студентом из России. Конечно, можно поступать напрямую. Но сэкономив небольшую сумму, которую агентство обычно берет за свои услуги, можно столкнуться с совершенно неожиданными проблемами. Например, визовыми. Не секрет, что собеседование и получение визы в отдельных посольствах (в том же британском) - особое искусство, надо знать и четко следовать ряду негласных правил. Человеку с улицы они вряд ли известны. Профессиональная же фирма знает все до мелочей (это, собственно, одно из свидетельств ее профессионализма). Или, скажем, билеты. Через агентство их можно купить дешевле, чем напрямую - потому что для фирм существует система скидок. Кроме того, бывают ситуации, когда на определенный рейс и в определенное время билет вообще купить нельзя, а у фирмы может быть бронь. В профессиональном образовательном агентстве к тому же можно получить информацию, которую не найдешь в буклете. Например, об особенностях той или иной школы, учебной программы или курса. Или о том, сколько студентов в группе, сколько из них русских, куда можно пойти или поехать после уроков. Если сотрудники фирмы сами бывали в учебных центрах, которые они продают, они могут дать и другие полезные рекомендации, вплоть до того, где лучше поменять деньги или где дешевле пообедать. Известно, что самая ценная информация дается личным опытом. Поэтому хорошая фирма обычно говорит: мы продаем только то, что видели сами и за что можем поручиться. Кодекс чести в условиях рынкаМожет ли фирма отвечать за своего зарубежного партнера? Это, пожалуй, самое главное для ее характеристики. Формально любая российская фирма несет ответственность только за те услуги, которые предоставляются на территории России. Что происходит за границей - это уже не в ее компетенции. Но куда будет жаловаться наш соотечественник на плохое питание в принимающей семье, на зануду учителя в школе, на перенос или отмену экскурсии? Конечно, свои претензии он предъявит не школе, а фирме-посреднику. Если фирма гонит вал, то такие претензии она может и проигнорировать. Но образовательное агентство тем и отличается от туристического, что оно работает с каждым клиентом индивидуально. То, что в туризме называется VIP-сервис, в образовании - сервис для всех. Поэтому оно скорее откажется от сотрудничества с недобросовестной зарубежной школой, чем будет каждый раз решать ее проблемы. Практика показывает, что оптимальное сочетание для успешной работы образовательной фирмы - это 30-40 реальных (с которыми знакомы лично, а из них может быть десяток постоянных) партнеров в разных странах и 300-400 студентов ежегодно. В этом случае удается сохранять индивидуальный подход и контролировать ситуацию. Правда, например, в Японии и Корее есть образовательные компании-гиганты, которые арендуют многоэтажные офисы в центре и отправляют десятки тысяч (!) своих соотечественников в лингвистические центры, школы, колледжи, университеты в разные страны мира, умудряясь при этом гарантировать качество каждому и решать каждую проблему. Но у них и штат гигантский. В России же это пока, как говорят, малый и средний бизнес: фирмы обычно небольшие, часто семейные. Но зато по-семейному уютные и внимательные. Первые образцы крупных фирм у нас не всегда удачны: многие из них выросли количественно, но не качественно, до японских стандартов им еще далеко. В перечне услуг профессионального образовательного агентства вы обязательно найдете консультации по образованию за рубежом и подбор оптимальной для вас программы. Многие теперь делают акцент не на учебные заведения-партнеры, а на возможные варианты обучения за рубежом. То есть вы сначала выбираете курс или программу (например, вам нужен курс "английский и подводное плавание" или программа подготовки в университет), а потом вам агентство подбирает страну и учебное заведение. Потенциально возможности любой серьезной фирмы достаточно широки, и, имея большую базу данных разнообразных (иногда самых невероятных и экзотических) учебных программ за рубежом, она способна удовлетворить практически каждого. Другое дело, что агентство склонно в первую очередь рекомендовать - и небезосновательно - свои любимые и проверенные учебные заведения. Опять же у любой фирмы есть и свои любимые направления: одна специализируется на детских курсах, другая - на профессиональных программах для взрослых, третья - на частных школах. Хороший знак, если фирма честно говорит, что такой программой она не занимается и вам лучше обратиться в другую фирму. Или так же честно говорит, что в ее базе данных такая программа есть, но до сих пор она с ней не работала, и если это вас не смущает, то милости просим. Это значит, что у фирмы довольно стабильное положение, она не гонится за любым клиентом - репутация для нее дороже. Хотя, разумеется, клиенты - ее хлеб. Не путайте туризм с образованиемКстати, именно специализация позволяет занять устойчивое положение на рынке. Тот, кто хватается за все, как правило, хорошо не делает ничего. Это относится как к образовательным агентствам, которые объявляют, что они могут все и везде, так и в более широком смысле к турфирмам, которые заодно с отдыхом в Таиланде или автобусными турами по Европе начинают предлагать и "образование" за рубежом. К образованию эти предложения обычно имеют весьма отдаленное отношение, скорее их можно было бы назвать образовательно-развлекательными поездками за границу. В принципе, для групп школьников во время каникул такие поездки вполне сносны. И может быть, даже как раз то, что им надо - мало уроков иностранного языка, много экскурсий и развлечений, никто не грузит и не пристает. Но, повторяю, это не учеба, и пользы от такой поездки в смысле изучения языка - никакой. Опасность состоит в том, что эта граница не проводится, и девальвируется ценность самой идеи образования за рубежом. Во-первых, многие начинают считать, что любой курс иностранного языка за границей должен стоить столько же (турфирмы продают образовательно-развлекательные туры по низким, групповым, ценам). Во-вторых, клиенты начинают сомневаться в эффективности учебных поездок за рубеж. Пользы действительно мало, если человек:
Надо иметь в виду: туризм и образование - совсем не одно и то же. Турфирма образовательные туры делает точно так же, как все остальные: в партнеры выбирается тот, кто предлагает лучшие цены, кто готов принимать закрытые группы, кто умеет работать на потоке. Вопрос о качестве учебной части программы стоит на самом последнем месте. Недаром турфирмы часто работают с теми школами (а чаще - крупными образовательными организациями) за рубежом, с которыми образовательные агентства давно отказались работать. Большие организации работают как механизм (например EF, Embassy): вроде бы не к чему придраться, а что-то не так. Они могут гарантировать некий стандарт, но персональный подход - никогда. А в образовании, наверное, важно именно это. Опять же к образованию больше чем к чему-нибудь еще относится тезис "хорошо дешево не бывает" (речь не идет о бесплатном, спонсируемом государством или кем-нибудь другим образовании - оно может быть и хорошим, хотя это тоже скорее исключение, чем правило). Поэтому даже двухнедельная поездка на хорошие курсы иностранного языка гораздо дороже аналогичной по продолжительности турпоездки. Созрели, поделились и конкурируютОбразовательный бизнес в России еще очень молод. Хотя уже достаточно созрел, чтобы разделиться на профессионалов и "массовиков". Появились специализированные образовательные агентства и в российских регионах - в Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Кургане, Вологде, в Сибири, стало их больше в Петербурге. Московские агентства открыли в некоторых городах свои филиалы. Но профессиональная деятельность образовательных фирм по-прежнему не лицензируется, и получается, что образовательного бизнеса как бы в России и нет. А все существующие фирмы - вроде как частные консультанты или какие-то секретные агенты. Клиентам, впрочем, этого не объяснишь, поэтому многие фирмы предпочитают для убедительности обзаводиться турлицензией. Кстати, в европейских странах зарубежным образованием часто занимаются специальные отделы туристических компаний и агентств. Правда, и бизнес этот там называется "лингвистический туризм", поскольку подавляющее большинство ездит изучать языки за границу. У нас, однако, своя специфика. Мы, скорее, ближе к Японии и Корее, чем к Европе. У нас, во-первых, спрос на языковые курсы больше. Во-вторых, больше потребность в специальном образовании (в первую очередь это касается новых для России профессий). В-третьих, есть вообще неактуальная для Европы необходимость в международнопризнаваемых образовании и дипломах. По оценкам московских образовательных фирм, самый пик популярности учебных поездок за рубеж пришелся на 1994-95 год. Тогда все это еще было в новинку, и любая образовательная программа шла на ура. Потом спрос стабилизировался, и вот уже третий год держится примерно на одном уровне. По прогнозам экспертов, в будущем по-прежнему будут пользоваться спросом курсы иностранных языков (прежде всего - английского), спецкурсы для профессионалов, программы "учеба плюс работа" (если будут решены визовые проблемы), детские и студенческие программы. Так что образовательные агентства вполне оптимистично оценивают свои перспективы. И надеются, что будущее все-таки за профессионалами.
|
Архив Рубрики Пульс Редакция Реклама Вакансии [1] Связаться с нами | |
© «iностранец» 1993 – |
Распространяется бесплатно | Условия предоставления информации и ответственность |
Учредитель: «Универсал Пресс»
Свидетельство о регистрации СМИ №01098 выдано Государственным комитетом Российской Федерации по печати (Роскомпечать).
|