ЦБ: USD 77.7325; EUR 85.7389; GBP 94.5771      18+          

Туристические визы   Поиск авиабилетов   Горящие туры и круизы   Автопрокат за границей   Бронирование отелей   Страховки для выезда за рубеж   Сим-карты для туристов
Работа за границей   Недвижимость   Лечение за рубежом   Эмиграция и иммиграция   Образование



Потребление по-швейцарски

» Страноведение » 11 декабря 2019

   При переезде в другую страну многие привычки придётся менять. Конечно же, и в Бангкоке и в Чикаго можно, при желании, найти гречку и солёные огурцы, но надо ли? В новой стране это, скорее, экзотика. Причём, дорогая. Так же как из местной школы дети будут приносить всё больше нового языка и обычаев, личное погружение в локальную среду, несомненно, изменит и образ жизни, и кулинарные пристрастия, и многое другое. Наш рассказ – о соотечественниках, переехавших жить в Швейцарию.

   Славянская семья (назовём их Саша и Маша) пять лет назад переехала из Киева в Берн. Привыкать нужно было не только к новому городу, языку, традициям, но и к новым продуктам, ценам на них и стилю жизни в целом. На вопрос, изменились ли их покупательские привычки, пара ответила уверенно: «Это был фактически пересмотр ценностей. Здесь все ведут здоровый образ жизни, в горы ходят, гуляют. Ты смотришь на это и думаешь: ага, что для этого нужно сделать? – рассказывает Маша. – Мы стали есть намного меньше жиров. Сейчас даже плохо становится, если что-то очень жирное съешь».

   Украинские, российские и белорусские диетологи питанием соотечественников в основном, действительно, недовольны. Мы все потребляем и соли, и сахара в два раза больше нормы. При этом в рационе не хватает молочных продуктов, овощей-фруктов, орехов и бобовых. По данным исследования Росстата, в рационе россиян очень много сосисок, колбас, копчёностей, то есть продуктов глубокой переработки, которые Всемирная организация здравоохранения относит к канцерогенным. Диетологи называют две причины: падение доходов и недостаток знаний. Несбалансированное питание характерно и для жителей Беларуси: к описанным выше привычкам можно добавить и мировое лидерство по потреблению картофеля – 183 кг в год на человека.

   Разумеется, традиционную швейцарскую кухню назвать сбалансированной также сложно – раклет, фондю, сервелат. Много жирного, мучного, жареного, сладкого. Однако по отдельным показателям привычки швейцарцев чуть здоровее, чем в странах постсоветского региона: они едят больше овощей и фруктов, на которые идет до четверти всех продуктовых расходов, или более 220 кг в год на человека.

   В России этот показатель меньше на 50 кг. 73 % белорусов потребляют овощей и фруктов меньше рекомендованной нормы в пять порций. В украинской диете только 6 % расходов на еду относится к овощам и фруктам (63 кг и 30 кг в год соответственно).

   А вот мясные привычки швейцарцев очень похожи на восточно-европейские. Почти четверть продуктовых покупок – это мясо, около 50 кило в год на человека. Эти показатели сравнимы с украинскими.

   На более осознанное и здоровое питание, по словам Саши и Маши, их подтолкнул и «вынужденный» швейцарский режим покупок: магазины закрываются рано, приходится покупать все необходимое раз в неделю и тщательно планировать.

– Раньше мы делали много спонтанных покупок, – рассказывает Маша. – Могли поехать купить готовые салаты, готовую курицу, готовое всё. Было много полуфабрикатов, сейчас практически нет такого, исчезли из рациона майонез и картошка.

   Существенно отличается и «продуктовая составляющая» в семейном бюджете. Несмотря на одни из самых высоких цен в Европе, для швейцарцев она равна в среднем 12%, для россиян – 38,9%, чуть больше уходит на еду у белорусов. А вот жители Украины и Казахстана отдают на продукты почти половину средств, 45,6% и 46% соответственно.

Био-товары и «made in Switzerland»

Особое значение швейцарцы придают происхождению продуктов.

   Мясо обязательно должно быть швейцарским – эта идея принесена в дом нашим ребенком, – продолжает свой рассказ Маша. – Курицу тоже выбираем только местную – потому что она умерла счастливой. Этому детей учат в школе. Удивление было, когда после переезда мы захотели купить бройлерную курицу, как раньше – весом 3-4 килограмма. В первый раз придя в швейцарский магазин и увидев маленькую синюю курицу, я испытала шок. А потом поняла, что это и есть норма и швейцарец никогда не купит польскую курицу, которая стоит в два раза дешевле. Если я куплю польскую или словацкую грудинку, моя дочь это есть не будет, для нее это очень важно.

   Швейцария – один из мировых лидеров по потреблению биопродуктов. Согласно установленному федеральным законом определению, биопродукция должна выращиваться без использования пестицидов, с сохранением плодородия и разнообразия почв. В животноводстве большое значение имеет благополучие животных. Ежегодный оборот органических продуктов в Конфедерации составляет более 3 млрд франков – 10 % от всего рынка продуктов питания. Каждый второй швейцарец покупает еду с пометкой «био» ежедневно или несколько раз в неделю.

   В странах СНГ рынок биопродуктов только зарождается, хоть интерес к «органике» каждый год растет. В России доля отечественной органической продукции составляет меньше двух процентов. В Беларуси принципы сертификации органических продуктов ещё только формируются. Без определенных законодательством правил производители часто манипулируют понятиями «органический», «натуральный» и «эко» на упаковках.

   Правда и то, что в странах СНГ позволить себе органические продукты может не каждый – наценка на них иногда достигает 300 %. В Швейцарии такие продукты стоят на 50-100 % дороже обычных, однако и кошелёк среднестатистического швейцарца гораздо «тяжелее», чем российский, белорусский или украинский. Покупательская способностей жителей Конфедерации одна из самых высоких в Европе – 44 тыс. франков в год. Средняя зарплата в стране составляет 6.502 франка до удержания налогов. Простой, хотя и спорный, способ сравнить уровень достатка в разных странах – это «индекс айфона». Если в Швейцарии его стоимость удастся «отработать» в среднем за 5 дней, то среднестатистическому россиянину потребуется 47.

Одежда и предметы обихода: меньше, но дороже

   Ещё одна важная перемена, которую Саша и Маша отметили после переезда, – это постепенный переход от дешёвой одежды в большом количестве к более редким покупкам предметов лучшего качества.

– Мы пришли к этому путём экспериментов, – говорит Маша. – Когда мы сюда переехали и увидели, что цены намного выше, то начали покупать все необходимое в дешёвых магазинах. Но такие вещи быстро и выбрасываются, поэтому теперь мы выбираем в основном вещи подороже.

   Чтобы это не сильно опустошало карманы, пара предпочитает покупки во время распродаж (в том числе, впрок), ищет выгодные предложения на одном из самых популярных онлайн-магазинов в Швейцарии, Zalando. И так со всеми нуждами – от страховки до оплаты мобильной связи.

– Нас научили экономить деньги обеспеченные швейцарские друзья, занимающие топовые менеджерские позиции в компаниях, – вступает в разговор Саша. – Они посмотрели, сколько мы даем карманных денег ребёнку, сколько путешествуем, сколько тратим на страховку. Удивлялись, что продукты покупаем, не планируя, много отдаем за сотовую связь.

   Супруги не скрывают восторга перед знакомыми швейцарцами с высокими зарплатами, которые тщательно ведут бюджет и покупают одежду и другие товары «редко, но метко».

   Действительно, при выборе непродовольственных товаров, в том числе люксовых, швейцарцы чаще других европейцев – 45 % против 25 % – в первую очередь смотрят на качество товара. Ещё важнее для них, говорится в исследовании Deloitte, – поддержать отечественную экономику. Больше половины опрошенных (51 %) покупают люксовые товары именно швейцарского производства. Россияне же, наоборот, при равной цене выберут одежду или обувь, сделанную за границей. Бытовую технику покупатели и вовсе в трёх из четырех случаев выберут импортную, свидетельствуют данные опроса ВЦИОМ.

   Любопытно, что в последнее время всё больше швейцарцев хотят ограничить объем покупок. Как показывают результаты опроса, проведённого Всемирным фондом дикой природы, девять из десяти жителей Конфедерации хотели бы покупать меньше. Одной из главных причин называют экономию, но чем моложе респонденты, тем важнее для них осознанное потребление с акцентом на защиту окружающей среды.

По материалам издания «Наша Газета» (Швейцария)

Предыдущая статья:
Следующая статья:
К содержанию номера

Информация оказалась для вас полезной?
Поделитесь этой заметкой с друзьями:  

» Обратно к новостям »


Архив   Рубрики   Пульс new   Редакция   Реклама   Вакансии [1]   Связаться с нами ???????@Mail.ru 
© «iностранец» 1993-2019 Распространяется бесплатно   |   Условия предоставления информации и ответственность

Учредитель: «Универсал Пресс»
Адрес учредителя: 115580 г. Москва, ул. Кустанайская, д. 6
Телефон редакции: +7 495 796-76-95
Главный редактор – И. Б. Вайс

Свидетельство о регистрации СМИ №01098 выдано Государственным комитетом Российской Федерации по печати (Роскомпечать).
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №77-18220 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 30.08.2004 г.
Редакция не несёт ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справок по рекламе и рекламодателям.